Иерархия информационных уровней

Рецепция и генерация информации

Рецепция информации - выбор, продиктованный свыше, т.е. по указанию кого- либо или чего - либо. Иными словами, речь идет о выборе, сделанном на основании информации, которую данный человек (или система) принимает (название происходит от recept - принимать). На языке теории динамических систем рецепция информации означает перевод системы в одно определенное состояние независимо от того, в каком состоянии она находилась раньше. В современных технических устройствах рецепция, как правило, осуществляется с помощью электрического или светового импульсов. Во всех случаях энергия импульса должна быть больше барьера между состояниями.

В теории динамических систем такое переключение за счет сторонних сил называется силовым. Наряду с ним существует и используется другой способ переключения - параметрический. Суть последнего в том, что на некоторое (конечное) время параметры системы изменяются настолько, что она становится моностабильной (то есть одно из состояний становится неустойчивым, а затем исчезает). Независимо от того, в каком состоянии находилась система, она попадает в оставшееся устойчивое состояние. После этого параметрам возвращают их прежние значения, система становится бистабильной, но остается в новом состоянии. Параметрическое переключение, как и силовое, является рецепцией информации; отличаются лишь механизмы переключения, то есть рецепции. В современной электронике применяется преимущественно рецепция информации за счет силового переключения. В биологических системах, напротив, преимущественно используется параметрическое переключение. Последнее может быть достигнуто неспецифическими факторами (изменением температуры, рН и др.). Иными словами, неспецифические факторы могут играть роль переключателей - носителей рецептируемой информации. Генерация информации - выбор. сделанный случайно, без подсказки извне. В обоих случаях, как рецепции, так и генерации, способность воспринимать или генерировать зависит от информации, которую уже содержит рецептор или генератор. В связи с этим уместно обсудить иерархию уровней информации в развивающихся системах.

Сперва приведем пример. Учась говорить, ребенок рецептирует информацию об языке от своего окружения, преимущественно от родителей. Овладев языком и грамотностью, молодой человек оказывается перед выбором свой будущей специальности. Сделав свой выбор и овладев специальностью, человек в дальнейшем может неоднократно выбирать, в каком направлении приложить усилия. При этом новые выборы возможны только на основе прежних, более ранних, так как делаются человеком, владеющим не только языком, но и специальностью. Каждый выбор делается либо случайно, либо под влиянием внешних событий, которые часто, на первый взгляд, не относятся к делу. Ценная информация, которой мы пользуемся повседневно и которую порой генерируем, принадлежит верхнему уровню. Для ее восприятия или генерации необходимо владеть языком (хотя бы одним) и знаниями (например, математикой, информатикой и т.д., в зависимости от профессии), т.е. обладать тезаурусом.
Каждый раз выбор делается с целью, которая ставится в данный момент, она и определяет ценность информации. Однако, все промежуточные, сиюминутные цели подчинены одной главной цели. Какова она? Иными словами, какова цель жизни и в чем счастье? Этим вопросам посвящены тома художественной и философской литературы. Мы тоже обсудим их, но позже, когда речь пойдет о возникновении жизни и появлению у живых существ способности к целеполаганию.

Возвращаясь к вопросу об иерархии информаций, отметим, что тезаурус - информация, содержащаяся в системе на данном уровне, необходимая для рецепции (или генерации) информации на следующем уровне. Поясним сказанное на языке теории динамических систем. При этом придется использовать понятия и термины, смысл которых будет пояснен в следующей главе. Тем не менее. считаем это целесообразным ради слитности изложения. В развивающейся системе необходимость выбора возникает, когда она приходит в неустойчивое состояние, т.е. находится в точке бифуркации (для определенности будем считать эту бифуркацию I-тым уровнем). Выбор делается из множества различных вариантов, мощность и характер которого определяется типом бифуркации. В простейшем случае выбор делается из двух вариантов. После сделанного выбора система развивается устойчиво вплоть до следующей бифуркации. Здесь снова делается выбор, но уже из другого множества вариантов (II-ой уровень). Это множество зависит от результата первого выбора. Если система в своем развитии ещё не дошла до первого этапа. то вопрос о выборе варианта на втором этапе вообще теряет смысл. Иными словами, информация первого уровня является тезаурусом для второго и всех последующих уровней. Отсюда ясно, какую роль играет тезаурус в процессе генерации ценной информации. Без него отсутствует множество, из которого надлежит сделать выбор. Выбор из любого другого множества будет иметь нулевую ценность. Несколько сложнее обстоит дело в случае рецепции информации. В простейшем случае информация, поступающая извне, определена на том же множестве вариантов, из которого делается выбор. Именно так обстоит дело в упомянутом выше примере рецепции языка от родителей. Необходимый для этого тезаурус у ребенка присутствует от рождения. На более высоких уровнях информация, поступающая со стороны, имеет отношение ко всем уровням, а не к данному. Тезаурус необходим для того, чтобы выделить из неё ценную информацию, относящуюся к данному уровню. Для иллюстрации этого приведем пример, (заимствован у Ю.М. Шрейдера, цитируется по [31]). "Имеется второй том "Курса высшей математики" В.И.Смирнова. Эта книга содержит богатую информацию. Какова ее ценность? В ответ приходится спросить - для кого? Для дошкольника ценность этой информации нулевая, так как он не обладает достаточной подготовкой, достаточным уровнем рецепции и не в состоянии эту информацию воспринять. Для профессора математики ценность тоже нулевая, так как он все это хорошо знает. Максимальной ценностью эта информация обладает для студентов того курса, которым книга предназначена, - поскольку речь идет об очень хорошем учебнике". В этом примере множество, на котором сформулирован курс высшей математики, к уровню дошкольника не относится, поскольку он ещё не дорос до этого. Что касается профессора, то в примере Шрейдера он знает всё, и никаких целей перед собой уже не ставит. Поэтому любая информация, в том числе и учебник Смирнова, имеет для него нулевую ценность. Особого внимания заслуживает ситуация, когда множество вариантов на следующем уровне ещё не сформировано, хотя цель уже поставлена. Именно так обстоит дело, когда речь идет об исследовании и описании нового явления. Тогда поступающая извне информация не помогает сделать выбор (поскольку выбирать ещё не из чего), но может помочь сформировать нужное множество. В упомянутом примере этому соответствует четвертый участник - ученый. В отличие от первых трех (дошкольник, студент, профессор), он не только знает учебник, но и может ставить вопросы, ответы на которые в учебниках отсутствуют. Из разговоров с коллегами и чтения книг ученый получает большое количество посторонней информации, которая относится к другим задачам. При достаточном тезаурусе ученый может рецептировать эту информацию, переработать её и сформулировать нужное множество, содержащее всего два варианта, таких, что выбор одного из них приближает к достижению цели. В науке это называется постановкой вопроса. Когда вопрос поставлен (множество сформулировано), та же посторонняя информация может помочь выбрать вариант, то есть генерировать ценную информацию. Из этого примера видно, что рецепция и генерация информации тесно связаны друг с другом. Позже мы рассмотрим этот вопрос детальнее на примере игры в рулетку.