ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Первое контрольное задание: «Риторический анализ текста судебного выступления отечественного юриста» (по выбору) по данной ниже схеме.

Второе контрольное задание: выполнить тематический тест (по вариантам).

 

Схема риторического анализа текста

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, род красноречия – общественно-политическое, судебное, академическое, социально-бытовое, богословско-церковное.

2. Вид речи и предметное воплощение.

3. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, после; кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и т.д.

4. Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?

5. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т.п.?

6. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные линии и пр.

7. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фразеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектизмы и пр.

8. Соблюдение нормы культуры речи, требований литературного языка. Особенности авторского стиля речи.

9. Если возможно – сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оценках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культуры и т.д.

10. Что хотел сказать автор, что сказал, что сказал ненамеренно?

 

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

Основоположники древнегреческой риторики

Риторика софистов

Становление судебного красноречия в России

Особенности звучащей речи

Нормы устной речи

Риторика сегодня

Древнерусское красноречие

Фразеологизмы в юридическом тексте

Пословицы, поговорки и афоризмы в юридическом тексте

Номинативные единицы в риторическом дискурсе

Стилистические средства выразительности, используемые в риторическом тексте

Красноречие эпохи Возрождения

Особенности публицистического выступления судебного оратора

Ораторское искусство как отражение менталитета народа

Известные отечественные юристы» (по выбору)

Кодекс судебного оратора

Красноречие гражданского и юридического лица

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Тест 1

1.Как вы считаете, нужно ли специалисту в юридической сфере деятельности обладать языковой грамотностью?

2.Устраните ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Жду вас десять минут и ни цента больше. 2. Два пернатых в одной берлоге не уживутся. 3. Если я буду ощущать какой-то дискомфорт с точки зрения честности или нечестности, я думаю, что я уйду в отставку. 4. Известно, какую важную роль в воспитании молодежи имеет литература. 5. Я вам зуб даю на отсечение, что преступник будет задержан. 6. Так вот, где собака порылась.

 

3.Какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствующие языковой норме?

Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонат выставки, биография жизни, мизерные мелочи, габаритные размеры, ведущий лидер, реальная действительность, уголовный криминал, странный парадокс, прогрессировать вперед.

4.Подберите синонимы к современным канцеляризмам.

Обговорить, озадачить, озвучить, подвижки, прорыв, конкретика, наработки, силовые структуры (министерства, ведомства и т.д.), властные структуры (институты) пресс-релиз, бизнес-план.

5.Выберите адекватное, на ваш взгляд, значение новообразованного слова.

Показуха (топ-модель, презентация, видимость деятельности), бормотуха (лектор, женщина-спикер, дешевый алкоголь), групповуха (партия, групповой секс, парламент), кольцевуха (невеста, женщина-ювелир, кольцевая дорога), мокруха (дождь, душ, убийство), чернуха (негатив, брюнетка, афроамериканка), заказуха (женщина-киллер, заказное убийство), расслабуха (каникулы, отдых, транквилизатор).

 

6.Раскройте смысл аббревиатур. Определите их род.

КГБ, КПЗ, МГБ, МВД, НЛО, ФСБ, СНГ.

 

7.Определите, какие из приведенных слов соответствуют норме литературного языка, а какие являются просторечиями.

Лягу – ляжу, кладу, ложу, награжу – наградю, положи – поклади, мозоль – мозоля, задолжность – задолженность, междугородний – междугородный, туфель – туфлей.

 

8.Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, вследствие, в связи с.

Срыв поставок – расторжение договора; непредвиденные обстоятельства – задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы – повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай – повышение цен на зерно; внедрение новой техники – повышение качества продукции; потеря рабочего времени – низкая производительность труда.

 

9.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Народы не выб…рают себе своих жребиев каждый пр…емлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы русские наше бремя и наше задание. И это бремя пр…вратило всю нашу историю в живую тр…гедию жертвы и вся жизнь нашего народа стала сам…отверже(н,нн)ым служением (не)пр…рывным и часто (не)посильным… И как часто другие народы спасались нашими жертвами и безмолвно и безвозвратно пр…нимали наше великое служение… с тем что(бы) потом горд…ливо говорить о нас как о «(не)культурном народе» или «низкой ра(с,сс)е… (И.А.Ильин).

 

Тест 2

1.Как Вы понимаете слова Д.И. Писарева: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни»?

 

2.Определите типы речевых ошибок. Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из Екатеринбурга. 2. Мы перед принятием решительных решений. 3. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 4. Те, кто не совершил преступления, могут быть амнистированы. 5. Мы не арестовываем никого, не задерживаем, мы просто перемещаем в место, где им положено быть.

 

3.Распределите слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской.

Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, проступки.

 

4.Подберите синонимы к номинативным единицам языка. Отметьте их стилевое употребление.

Аманат, анимизм, байкер, кастинг, квота, спонсор, ноу-хау, де-юре, тинейджер, сайт.

5.Выберите адекватное, на Ваш взгляд, толкование значения слова.

Междусобойчик (самоанализ, саммит, неформальное общение), висяк (нераскрытое дело, картина, вешалка), важняк (президент, аристократ, следователь по особо важным делам), ужастик (маленький уж, психоаналитик, триллер), мочиловка (сильный дождь, драка, русская баня), страшилка (некрасивая дама, налоговый инспектор, садистские стишки), оживляж (реаниматор, реформатор, элемент развлекательности).

 

6.Раскройте смысл аббревиатур. Определите их род.

ГУФСИН, КПРФ, ЛДПР, ПВО, СКВ, НЗ, ООН.

 

7.От слов, обозначающих название профессии, образуйте форму женского рода, где это возможно в соответствии с нормами литературного русского языка.

Артист, врач, директор, певец, танцор, ткач, секретарь, юрист, техник.

 

8.Замените цифры словами. Употребите имя существительное, данное в скобках, в нужной падежной форме.

1. Выручка от реализации нефтепродуктов и услуг за 9 месяцев компании за указанный период составила 3,2629 (триллион рублей). За это время переработано 10,523 (миллион тонн) нефти, что на 14,1 (процент) выше, чем за аналогичный период прошлого года. 2. Награждение завода «Кристалл» совпало с 850 (лет) хмельного производства на Руси. 3. Банк планирует инвестировать в экономику области до 2,5 (миллиард рублей).

 

9.Определите, какого управления требуют приведенные ниже слова.

Беспокоиться, тревожиться (за кого-нибудь, о ком-нибудь); упрекать, порицать (в чем-нибудь, за что-нибудь); уверенность, вера (во что-нибудь, в чем-нибудь); оплатить, заплатить (что-нибудь, за что-нибудь), касаться, относиться (кого-нибудь, к кому-нибудь); арестовать, подозревать (кого-нибудь, в чем-нибудь), препятствовать, тормозить (что-нибудь, чему-нибудь).

 

10.Вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

И еще один дар дала нам наша (Р, р)оссия это наш дивный наш могучий наш поющий язык…

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ создавший этот язык сам пр…зван достигнут душевно и духовно той высоты на которую зовет его язык …

Горе нам что (не,ни) умели мы беречь наш язык и бережно р…стить его – в его звучании в его закономерной свободе в его ритме и в ризах его орг…нически выр…сшего правописания. (Не,ни) любить его значит (не,ни) любить и (не,ни) блюсти нашу (Р,р)одину…

Чем (бы) мы были если бы кому (нибудь) удалось от…рвать нас от (Р,р)одины? (И.А. Ильин).

 

Оценка теста производится следующим образом: 1) при правильном выполнении всего задания Вы получаете 6 баллов; 2) если выполнена половина задания, – 3 балла; 3) частичное выполнение задания – 1,5 балла; 4) невыполнение задания – 0 баллов.

Таким образом, 60 набранных баллов свидетельствуют об отличном усвоении материала курса; 30 баллов – о хорошем знании языка; 15 баллов – ваши познания в области языковой и речевой деятельности удовлетворительны; 0 баллов – серьезный сигнал о том, что Вам необходимо серьезно заняться русским литературным языком.


ЛИТЕРАТУРА