Общая теория транспортных систем
Теория - система основных идей в той или иной области знания.
Система (греч. - целое, составленное из частей) - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Система - совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях между собой, которая образует единство, целостность (Горбачев 2).
Система - объект изучения, который имеет целостность и рассматривается как одно целое (Вельможин)
Система - совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в соответствующем определенном порядке элементов (частей) какого-то целостного образования.
Система - объект, представляющий собой некоторое множество элементов, находящихся в рациональных отношениях, единство, границы которого задаются пределами управления.
Под транспортной системой понимается совокупность людей, транспортных средств и оборудования, образующих связанное или комплексное целое.
В начале XX в. Ф.В. Тейлор на базе многочисленных эмпирических наблюдений разработал теорию, в которой человек и машина стали как единое целое. Выводом из этой теории служило то, что поощрительные стимулы должны быть толчком для рабочих эксплуатировать машину в точном соответствии с выданным инструкциями.
Одна из величайших заслуг Ф. Тейлора состоит именно в том, что он упорно настаивал на необходимости и возможности точного определения того предела скорости, при котором работа может в нормальных условиях не замедляться целыми днями на протяжении всей жизни и при этом не причинять рабочему никакого вреда, оставаясь, однако, экономной в смысле времени. Тем самым были заложены основы для справедливого премирования каждого рабочего по каждой отдельной операции.
Более широкая трактовка системы "человек-машина" разработал Г. Гантт. Применение им существующих аналитических методов к исследованию отдельных производственных операций позволило учесть в таких системах организационный и мотивационный аспекты производства.
Совместная работа супругов Франка и Лиллиан Гильберт привела к выводу, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Проведенный ими микроанализ движений с целью совершенствования технологических операций положил начало исследованиям затрат времени и движений, а также использованию соответствующих графиков в планировании рабочих мест.
В 1920 - 1930 г. было установлено, что люди не всегда ведут себя так, как интуитивно ожидается. Например, увеличение заработной платы или улучшение условий работы не всегда ведут к пропорциональному увеличению выпуска продукции. Разработанный У. Шухартом метод статистического контроля качества позволил установить, что необходимо изучать производственную систему в целом, а не ее отдельные части. В производственном процессе следует учитывать все взаимодействующие факторы.
Дальнейшее совершенствование теории организации производственных процессов идет по пути разработки общей теории систем (ОТС).
Ключевым моментом ОТС (Горбачев) стала формулировка свойства эмерджентность систем. Оно заключается в появлении новых качественных свойств в группе объектов, которые связаны между собой какими-либо связями. Например, это может быть возможность выполнять новые функции для искусственных объектов или обеспечивать возможность существования и развития для природных (движение одной черепахи на ограниченном пространстве - случайный, но при увеличении количества черепах в том же пространстве - движение каждой из них уже выглядит достаточно целенаправленным, как единый организм со своими целями и правилами существования).
Поэтому считается, что свойства системы выражаются не только свойствами элементов ее составляющих, сколько характером связей между ними.
В 1920-е гг вышла в свет книга А.А. Богданова "Технология. Всеобщая организационная наука", которая явилась первым вариантом общей теории системы. В последующие годы идея системного подхода и построения ОТС была возрождена в работах Л. Берталанфи, У. Эшби, О. Ланге, Н. Винера и других авторов.
Большой вклад в развитие теории транспортных процессов и систем внесли П.Л. Афанасьев, Л.А. Бронштейн, Д.П. Большаков, В.И. Дмитриев,
И.В. Кочетов и др. Систематически ведут исследования в области совершенствования автомобильных перевозок научно - исследовательские и учебные институты.
Для систем характерно неразрывное единство с внешней средой, в отношении которого система проявляет свою целостность.
Считается, что внешняя среда только генерирует условия работы исследуемой системы и не меняется под ее воздействием (рис. 3).
- направление влияния