Теоретические основы транспортного процесса

Рис.2 Схема производственного процесса транспортной отрасли

Рис.1 Схема взаимосвязи в области производства и потребления

 

Специфика транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что с одной стороны, транспорт имеет свой производственный процесс, а с другой, транспорт не перерабатывает сырье и не создает продукции. На транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве. Поэтому перемещение грузов и пассажиров является и производственным процессом и продукцией транспорта.

Таким образом, специфика транспорта заключается в следующем:

1. Транспорт не производит новой продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт является продолжением процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных расходов.

2. Продукция транспорта - процесс перемещения пассажиров или грузов между определенными пунктами - неотделима от процесса транспортного производства. Итак, в отличие от других отраслей материального производства, в транспортной отрасли производство и потребление продукции совпадает, выражаясь в последовательном перемещении предмета труда во времени и пространстве. Поэтому нельзя, с одной стороны, путем перевыполнения плана создать какой-то запас продукции, а с другой - невыполнение плана за некоторый период компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров. Это ставит транспортные предприятия в непосредственную зависимость от колебаний спроса на перевозки, ведет к не зависящей от предприятия неравномерности производства.

3. Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Расходы на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы или транспортного процесса.

4. Кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого работника, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом [3, с. 53-55].

Зарождение грузопотоков происходит в процессе изготовления продукции, перемещение которой внутри предприятия обеспечивается транспортной системой промышленного транспорта, а дальнейшее перемещение продукции от предприятия-поставщика предприятию-потребителю осуществляется магистральным транспортом.

Производственный процесс транспортной отрасли можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 2.

 

 

 

На входе системы, в месте производства товара, имеем грузы, которые необходимо доставить в место их потребления. В ходе производства за счет использования комплексного ресурса (технических средств, квалифицированного персонала, финансов, времени, искусства управления и т.д.) происходит перемещение грузов (преобразования "сырья" в "готовую продукцию", фигурирующую на выходе).

Необходимо анализировать деятельность транспорта, исходя из общих условий этой отрасли экономики и продукта его деятельности. Автомобильный транспорт не производит товаров. Его продукцией является сам процесс перевозки, поэтому товаром транспорта являются комплексные транспортные услуги, которые предоставляются в соответствии с потребностями клиентов. Автотранспортная услуга является разновидностью товара и служит объектом купли-продажи. В таблице 1 приводится характеристика продукта транспорта в виде услуг по перевозке грузов и пассажиров, отличающие его от продукции других отраслей производства.

 

Таблица 1- Особенности услуг по перевозке пассажиров и грузов как вида производственной деятельности [10, с. 89-90]

Особенность услуг по сравнению с продукцией Влияние особенности услуг по перевозке на формирование границ товарного рынка
1. Невещественный характер услуги Услугу невозможно собирать в запас, отделить от объекта перевозки - пассажира или груза
2. Единство процесса производства и потребления, невозможность накопить услугу впрок Нет предпродажных стадий и послепродажного (гарантийного) периода
3. Направленность непосредственно на конкретного потребителя Индивидуализация конкретной реализации услуги по отношению к потребителю
4. Повышенная роль персонала в получении потребителем полезного эффекта Индивидуализация услуги в зависимости от работы персонала
5. Преимущественно массовый характер спроса на услуги Услуга может оказываться на условиях публичного договора
6. Большое количество предприятий и индивидуальных предпринимателей - производителей услуг Возможность типизации системы управления услугами
7. Сделанная услуга на всех стадиях ее жизненного цикла не является собственностью производителя Растянуто во времени потребления услуги получателем
8. Специфическое содержание жизненного цикла услуги по сравнению с продукцией Ограниченность альтернативных услуг, отсутствие упаковки, хранения, монтажа, эксплуатации, технической помощи и гарантийном обслуживании, утилизации. Отсутствие моды на перевозку и другие причины конъюнктурных колебаний спроса на перевозки
9. Услуга по перевозке всегда оказывается вне территории предприятия Услуга по перевозке жестко привязана к местам отправления и прибытия, связана с маршрутом перевозки
10. Услуга по перевозке часто проявляется в строго определенное время Невозможность замены аналогичной услугой в другое время
11. Услуга по перевозке пассажира характеризуется оговоренным уровнем комфорта Перевозка пассажиров в разных по комфортабельности классах не взаимозаменяемы
12. Тарифы на похожие услуги и условия перевозки на различных видах транспорта могут существенно отличаться Спорная взаимозаменяемость внешне похожих услуг по перевозке

 

Характеристика транспортной продукции обусловлена особенностями транспортного процесса. Особенность транспорта заключается в том, что производственный процесс на транспорте - это процесс перемещения грузов и пассажиров, и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер. Транспорт продолжает и завершает процесс производства до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным только тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Итак, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пассажирами.

Этим обусловлена одна из самых больших проблем транспортной отрасли - невозможность создания запаса «продукции транспорта». Без запаса, который снимает часть риска сбоя (по разным причинам) при доставке груза или пассажира, практически нельзя работать, поэтому этот запас создается путем дополнительных резервных транспортных средств. Например, при перевозках пассажиров в транспортном предприятии всегда существуют 1 - 3 резервные единицы подвижного состава, готовых при сходе с линии транспортного средства заменить его в кратчайшие сроки.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осуществляют оплату транспортных расходов, которые они потом, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Однако нужно помнить, что более дорогой или с особыми свойствами товар (например, скоропортящиеся продукты) требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание которого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного подорожания могут служить перевозки драгоценных металлов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охраной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевезенные грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную материальную ответственность.

Как уже отмечалось, без опережающего развития транспорта практически невозможно функционирование отраслей экономики, то есть сначала должна быть построена вся транспортная инфраструктура для «накопления» транспортной продукции, а затем начата работа отрасли. В противном случае, произведенный товар не достигнет сферы потребления, что равносильно для общества его отсутствие. Для отрасли это будет означать иммобилизацию вложенного капитала без возможности дальнейшего развития. Транспортная продукция обладает одной особенностью - с увеличением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при росте перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге его необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн. человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозными возможностями, чем наземные виды городского транспорта. Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажирами, и его количество зависит от времени простоев при ПР операциях, т.е. уровня механизации и автоматизации перегрузочных и складских процессов, а также использования прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакетной, интермодальной и т. д.). Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости. Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья почти 50% себестоимости идет на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50% входит и часть износа транспортного средства, в будущем будет использована на приобретение нового транспортного средства.

Особенностью транспортной продукции является также тот факт, что ее производство проходит вне транспортных предприятий. А так как транспортные средства имеют повышенную мобильность, то контроль за производством транспортной продукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления обратной связи, то есть воздействия на процесс производства продукции. Выходом из этого положения можно считать широкое развитие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи. Развитие транспорта и производство его продукции в значительной степени зависят от политики в экономике. Так, при рыночных отношениях, когда временной фактор зачастую важнее экономического, более значимым становится применение автомобильного транспорта за пределами эффективного расстояния.

 

 

Процесс - (ход, продвижение, прохождение) - закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития чего-либо (например, процесс перевозки зерна из-под комбайна на элеватор, процесс производства автомобилей и т.д.).

Транспортные процессы - это производственные процессы по перемещению товаров (грузов) от места их производства до места их потребления.

Транспортный процесс - процесс перевозки груза и пассажиров в соответствии с потребностями промышленности, аграрного производства, обороны и отдельного человека. Транспортный процесс является одним из видов производственного процесса и включает операции приема, транспортировки, хранения, перевалки, сдачи.

Транспортный процесс - целесообразное функционирование транспорта в рамках страны, региона, предприятия по удовлетворению перевозочных потребностей.

Средства транспорта - совокупность постоянных средств транспорта (дороги автомобильные и железные, стационарные устройства со всем их оборудованием) и подвижной состав, включающий активные (самодвижущиеся) и пассивные (прицепные единицы, которые осуществляют перевозку грузов и пассажиров).

Технология - порядок выполнения операций с указанием их последовательности, длительности, используемого оборудования и инструмента, расхода материалов и труда.

Организация транспортного процесса - комплекс положений, методов и структурных схем, предусматривающих увязку деятельности отдельных видов транспорта (звеньев транспорта) при исполнении ими перевозочного процесса в пределах страны, региона, направления, предприятия.

Управление - сфера деятельности командного и руководящего состава транспорта, заключающаяся в обеспечении взаимодействия подразделений и служб на всех стадиях транспортного процесса (подготовка, транспортировка, окончание) и контроль за ходом транспортного процесса.

Таким образом, транспортный процесс - это перемещение товара (груза) от места его производства до места потребления, а для пассажирского транспорта - перемещение людей между какими-либо пунктами, которое может быть связано с их производственной деятельностью, культурными и бытовыми потребностями.

Транспортный процесс, как всякий производственный процесс, состоящий из отдельных последовательно, выполняемых частей (элементов): погрузка грузов в подвижной состав (посадки пассажиров) в пунктах отправления перемещения грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузка грузов с подвижного состава (высадки пассажиров) в пункте назначения. Каждый из указанных трех элементов в свою очередь состоит из ряда операций и работ, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок.

Существуют различные подходы к рассмотрению транспортного процесса. Так, Д.М. Сологуб рассматривает транспортный процесс автотранспортного предприятия как «совокупность выполняемых работником и с помощью различных средств труда в определенной последовательности и взаимосвязи действий, в результате которых производится перемещение грузов или пассажиров на заданное расстояние» [9, с. 8]. Транспортный процесс автомобильных перевозок состоит из многократного повторения отдельных циклов, каждый из которых - это законченный комплекс по доставке грузов, включающий операции подготовки, нагрузки, контроля состояния, перемещение на заданное расстояние, выгрузки груза и подачи автомобиля под погрузку [9, с. 9].

С позиции И.С. Нестеренко транспортный процесс - это процесс перемещения грузов или пассажиров, включающий подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузки грузов, оформления перевозочных документов, перемещения, выгрузки и сдачу груза грузополучателю [6, с. 13].

А.В. Вельможин, В.А. Гудков представляют транспортный процесс как определенную технологию, согласно которой происходит перемещение определенного груза от места его производства до места его потребления. Они определяют транспортный процесс как совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах транспортировки, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку [1, с. 9 -10].

При перевозке пассажиров транспортный процесс связан с перемещением пассажиров, включая продажу билетов и формирование пассажиропотоков, посадку и высадку пассажиров, а также подачу транспортных средств [1, с. 9-10].

И.С. Туревский транспортный процесс связывает с перемещением грузов и пассажиров, включая все подготовительные и заключительные операции: подготовку грузов, их погрузки и выгрузки, посадку и высадку пассажиров, прием грузов, подачу транспортных средств и другие операции [13, с. 89].

Иначе определяет транспортный процесс А.Э. Горев, считая, что это перемещение грузов и пассажиров с учетом всех подготовительных и заключительных операций [2, с. 56]. Другое определение дает С.И. Терешко, утверждая, что транспортный процесс является совокупностью инженерной подготовки перевозочного процесса и его самого [12, с. 68].

Ж.Ф. Шутикова рассматривает только автотранспортный процесс. Она считает, что процесс перевозок, состоит из трех основных элементов:

• погрузку грузов или посадка пассажиров на подвижной состав в пунктах отправления;

• перемещение (передвижение) грузов и пассажиров по дорогам между пунктами отправления и назначения;

• выгрузка грузов или высадки пассажиров в пунктах назначения [14, с. 4].

Таким образом, одни авторы считают, что транспортный процесс - это совокупность действий взаимосвязанных технических средств и живого труда, в результате которых происходит изменение пространственного положения грузов и пассажиров. Другие специалисты утверждают, что транспортный процесс - это процесс перемещения грузов или пассажиров, включающий: подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузки грузов, оформления перевозочных документов, перемещения, выгрузки и сдачу груза грузополучателю. По мнению третьей группы авторов, транспортный процесс - это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых транспортными компаниями и ведомствами самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.

Рассматривать перевозки, как пассажиров, так и грузов необходимо с учетом условий внешней среды, к которым относятся: наличие и содержание дорожной магистрали; службы безопасности дорожного движения; сервисные условия по пути следования, включая наличие заправочных станций, гостиниц, организаций питания и другие. Итак, транспортный процесс представляет собой комплекс операций, связанных с перемещением грузов и пассажиров, включая подготовительные и заключительные операции, что происходит в условиях внешней среды. Под внешней средой следует рассматривать дорожную магистраль. Однако организовать учет по всей транспортной составляющей достаточно проблематично, хотя многие элементы этого процесса находят отражение, как непосредственно на предприятиях автотранспорта, так и в других организациях.

В этом случае основное производство, с позиции менеджмента и учета транспортного предприятия, предназначен для выполнения транспортного процесса, в результате которого осуществляются перевозки грузов и пассажиров, ПР операции и другие сопутствующие услуги. Обязательными элементами транспортного процесса являются сами перевозки и ПР операции. Причем отождествлять последние на пассажирском и на грузовом транспорте с точки зрения их технологии и времени нельзя, поскольку при перемещении и время остановки с целью посадки и выхода пассажиров входит в состав линейного времени работы пассажирского транспорта.

Эффективность использования подвижного состава и объем выполняемых перевозок зависят от дополнительных операций, определяет необходимость контроля и учета выполнения ПР, которые на грузовом транспорте следует рассматривать как самостоятельный вид услуг.

Рассматривая транспорт как единую систему с позиции осуществления только операций связанных с перемещением грузов и пассажиров, включая подготовительные и заключительные операции, можно выделить следующие составляющие транспортного процесса:

• пути сообщения различных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами, включая дома, мосты, средства связи и др.;

• транспортные средства различных видов, включая локомотивы, электровозы, суда, вагоны, самолеты, вертолеты, автомобили и автобусы и др.;

• механизмы и устройства, обеспечивающие транспортный процесс в пунктах отправления и назначения;

• материалы, используемые при осуществлении перевозки;

• топливо и электроэнергия, обеспечивающие работу транспортной техники, включая подвижной состав;

• предприятие по производству и ремонту транспортных средств;

• трудовые ресурсы [4, с. 52].

Таким образом, транспортный процесс может быть индивидуальным, но при этом характеризоваться общими основными составляющими.