Рыночной и плановой систем управления организацией

 

В условиях развития рыночных отношений ослабло внимание к планированию. Более того, часто противопоставляют план и рынок. Однако ни одна фирма в развитых капиталистических странах не может обойтись без планирования. В каждой конкурентно способной корпорации разработана система планов:

-долгосрочных

-среднесрочных

-текущих.

Такую систему планов имеет не только корпорация в целом, но и все ее функциональные подразделения [49]. При этом нужно иметь в виду, что планирование в рыночной экономике не является директивным. Оно не навязывается с «верху», а осуществляется в самой фирме и в ее интересах. Директивные органы не могут вмешиваться в этот процесс.

Надо отметить, что в рыночной экономике изменяется система качественных и количественных показателей плана. Ключевыми показателями корпорации становятся прибыль, себестоимость, срок окупаемости затрат, наличность, ликвидность, объем и доход от продаж и т.д. Так, в корпорации IBM план продаж является самым важным стратегическим документом, он составляется на год. С его помощью материнская компания управляет деятельностью подразделений корпорации. Главным показателем при этом является доход от продаж.

А) Долгосрочное планирование исходит из стратегии развития корпорации как сложной экономической системы. При этом определяются главные ее цели и стратегические направления, которыми обусловлены развитие, распределение и использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов корпорации. Из целей фирмы вытекают и основные задачи для их реализации. Разрабатывается прогноз будущего состояния экономики и потребности в продукции фирмы, определяются необходимые объемы производственных мощностей и инвестиций на перспективу, развитие потенциала корпорации, позволяющее ей быть устойчиво конкурентной и занимать определенное место в рыночной экономике страны, региона. Долгосрочное, стратегическое планирование включает прогнозирование внешней экономической сферы и внутренней предпринимательской деятельности корпорации. Составной частью долгосрочного планирования является программа совершенствования организационно-хозяйственного механизма предпринимательства [44].

Концептуальная часть стратегического планирования подкрепляется определенными количественными агрегированными показателями. В различных странах они существенно отличаются друг от друга.

В процессе долгосрочного планирования определяются возможные внутренние источники развития. Обычно считается нормальным, когда внешние инвестиции не превышают 40% их общей потребности.

Горизонт стратегического планирования зависит от отраслевой принадлежности фирмы, уровня и качества ее технико-экономической оснащенности, времени влияния принимаемых решений на развитие фирмы, степени предсказуемости будущего. Большинства корпораций США разрабатывают пятилетние планы, Японии - трехлетние планы. Россия имеет огромный опыт долгосрочного прогнозирования и планирования. Его, конечно, можно использовать. При этом, само собой разумеется, нужно отказаться от директивности планирования и от преимущественно количественного дохода при составлении планов. Очевидно, для России имеет большое значение использование, как финансовых показателей, так и тех, которые отражают процесс выживания, переход в стадии стабильности и экономического роста экономики корпорации.

В рамках стратегического планирования корпорации на ряду со стратегией НИОКР, маркетинга, организационных изменений важно иметь финансовую стратегию и стратегию производства.

Финансовая стратегия включает поиск и формирование денежного капитала, его оптимальное распределение и использование для финансового обеспечения всего процесса воспроизводства в корпорации, для достижения ее стратегических и вытекающих из них текущих целей. Кроме того, в настоящее время в условиях инфляции, инвестиционного кризиса, необходимости обновления производственного капитала на инновационной основе, резкого падения производства, неплатежеспособности предприятий финансовые ресурсы являются одним из основных ограничений корпорациям для выхода из глубокого экономического кризиса.

Стратегический финансовый менеджмент, во многом определяющий структуру и направления предпринимательской деятельности, управление денежными активами и дивидендами являются составной частью процесса стратегического управления развитием корпорации [5]. Разработка финансовой стратегии состоит из двух этапов:

- предварительный, производятся анализ финансово-хозяйственной деятельности и определение финансового потенциала корпорации. Анализ позволяет оценить результативность предпринимательской деятельности, факторы увеличения денежных доходов и прибыли. Он должен дать ответы на вопросы: какие возможности есть у корпорации для погашения задолженности, каким должно быть соотношение собственных и заемных средств, какова эффективность использования ресурсов и предпринимательской деятельности с точки зрения реализации ее основной цели - получение предпринимательского дохода.

Раскрытие финансовых возможностей определяет выбор альтернативного пути выхода из кризиса; за счет развития нового производства, диверсификации, усиления межфирменной кооперации или совместного предпринимательства с иностранными инвесторами.

- основной, определяется структура предпринимательской деятельности и структура источников финансовых ресурсов, распределение финансовых ресурсов между фондами накопления и потребления, стратегия задолженности и финансирования важнейших направлений и программ предпринимательской деятельности.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов необходим тщательный пересмотр важнейших направлений предпринимательской деятельности. Поскольку в условиях инфляции самым выгодным является ускорение оборачиваемости финансовых ресурсов, наряду с основной деятельностью корпорациям целесообразно диверсифицировать воспроизводство. По мере спада инфляции необходимо переходить на освоение инновационно-инвестиционных проектов, дающих возможность увеличивать величину предпринимательского дохода, в короткие сроки окупать инвестиции. Т.о. можно расширить собственные источники финансовых ресурсов.

Однако в настоящее время за счет собственных источников трудно обеспечить финансовые потребности корпораций, поэтому необходимо использовать и заемные средства. До настоящего времени коммерческим банкам выгодно лишь краткосрочное кредитование, которое не может обеспечить процесс накопления. Для перехода на инновационное предпринимательство эффективным может быть только долгосрочное кредитование на льготных условиях под процесс внедрения инноваций.

В тоже время ясно, что собственных российских источников в настоящее время далеко не достаточно для удовлетворения потребностей финансирования предпринимательства в корпорациях. В связи с этим необходимы поиск, создание условий для привлечения стратегических иностранных инвесторов. Сегодня одной из самых грудных проблем является определение оптимального соотношения между накоплением и потреблением и соответствующей для этой структуры финансового обеспечения. Увеличение доли накопления ускорит рост объема продаж и предпринимательского дохода в будущем. Но в современных условиях нельзя сокращать объемы текущего потребления из-за их низкого уровня.

Для привлечения отечественных и иностранных инвесторов необходимы высокоэффективные предпринимательские проекты и программы, хорошо проработанные бизнес-планы. Тогда финансовая стратегия будет не только пожеланием и концепцией, но и реализуется в реальных программах и в практике предпринимательской деятельности.

Стратегия производства, осуществляется на уровне корпорации в целом. Подразделения предприятия осуществляют среднесрочное и текущее планирование. Однако подразделения корпорации принимают участие в разработке стратегических решений:

§ производственных проблем;

§ проблем использования действующего производственного потенциала и необходимости его модернизации;

§ политики повышения квалификации персонала корпорации, разработки систем заработной платы и социальной стратегии в целом;

§ критериев экспертизы предпринимательской деятельности подразделений и распределения доходов корпорации и т.д.

Важнейшей составной частью стратегии производства является разработка стратегического плана повышения производительности труда. С этой целью необходимы глубокий анализ всего комплекса факторов и резервов роста производительности труда и разработка конкретных программ повышения производительности труда.

В условиях перехода на инновационное производство, когда средства производства остаются достаточно дорогими, важнейшим фактором роста производительности труда является человеческий фактор. Для использования его потенциала важно формирование эффективного мотивационного механизма предпринимательской деятельности и результативного труда всего персонала корпорации, создание системы профессионального роста и повышения квалификации кадров, благоприятного микроклимата в корпорации и ее подразделениях, превращение всего персонала в сотрудников, несущих ответственность и имеющих материальную заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности фирмы, поддержание высокого технико-технологического уровня производства [12].

В современных условиях базовая стратегия производства основана на том, что предприятие должно производить столько продукции, сколько обеспечивается платежеспособным спросом на рынке. Запасы продукции на складах предприятия целесообразно иметь лишь в минимальных размерах. Производственные подразделения принимают активное участие в проектировании и модернизации продукции, вызванных изменением спроса на рынке, необходимостью снижения ее себестоимости и повышения эффективности производства. В этом случае производственная стратегия формируется как «стыковка», учитывающая интересы как корпорации в целом, так и его основных субъектов хозяйствования.

Т.о. в системе планирования предпринимательской деятельности основу составляет долгосрочное, стратегическое планирование. Оно дополняется среднесрочными и текущими планами.

Б) Среднесрочный план имеет более конкретные качественные и количественные показатели, в нем уточняются средства для эффективной реализации целей и задач, выдвигаемых в стратегических планах. Среднесрочный план призван реализовать программы, разработанные в рамках долгосрочного плана, в течение более короткого времени, не превышающего одного года. Среднесрочный план включает и больше количественных показателей по сравнению с долгосрочным планом. Оно содержит хронологию предпринимательских проектов, конкретные показатели по инвестированию и финансированию предпринимательства.

В) Текущий план является наиболее детальным. Его исходной базой стал платежеспособный спрос на продукцию корпорации, ее подразделений. В нем отражаются результаты детального расчета наличных ресурсов, техническая характеристика продукции, технология выпуска продукции по объему, ассортименту и т.д.

Такие крупные компании, как IBM, составляют два вида текущих планов: основной и ситуационный, сопряженный с риском. В условиях тотального риска такой опыт необходимо бы использовать и российским корпорациям.

 

Знать по теме:

 

1. Роль финансово-экономических показателей планов в управлении предприятием

2. Система показателей планов предприятия и их взаимосвязь

3. Методы расчета основных и производственных показателей


Тема 13. Банкротство и ликвидация предприятий

 

Система банкротств, которая начинает действовать в России, вызывает резкую реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбу России. Изложенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о банкротстве с более объективных позиций.

Во-первых, следует констатировать тот факт, что большая часть российских государственных предприятий многие годы находится в состоянии глубокого, но скрытого банкротства, следствием чего являются падение производства, низкая заработная плата, сокращенный рабочий день или рабочая неделя.

Во-вторых, многие частные предприятия не принимая статуса банкротства, по сути являются таковыми, прекращая свою деятельность либо вовсе ее не начиная.

В этих условиях приведение в действие системы банкротства не только неотвратимо, но и необходимо, поскольку банкротство предприятия может стать оздоровительной процедурой, от которой могут выиграть если не все участники, но их большинство.

Причины кризисных ситуаций скрыты в самом рыночном хозяйстве, вызванным постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. Однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия, и тем более для экономики в целом, хотя в истории известны подобные всеобщие экономические кризисы, явившиеся причиной банкротства экономики в целом.

Кризисные ситуации, возникшие в результате отсутствия соответствующих профилактических мер, могу привести к чрезмерному разбалансированию экономики предприятия и неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер либо прекращения деятельности данного предприятия и его ликвидации, что, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано во всех странах, где ведется подобная статистика.

 

13.1. Банкротство предприятий: сущность и понятия

 

Институт несостоятельности (банкротства) является неотъемлемой частью правовой системы любого государства с рыночной экономикой. Вопросы, связанные с невозможностью оплатить поставленные товары, оказанные услуги, вернуть деньги, взятые в долг у ростовщика, возникли практически одновременно с появлением товарно-денежных отношений.

На протяжении всей своей истории люди изучали рынок и все его возможные закономерности, учились строить различные его модели и всячески его совершенствовать. Однако, несмотря на все действия, направленные на прогнозирование рынка, проведение маркетинговых исследований, эта проблема преследует нас и сегодня.

Ни для кого не секрет, что на рынке постоянно возникают и исчезают всевозможные физические и юридические лица, осуществляющие самостоятельную на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Субъекты рынка постоянно взаимодействуют, вступают во всевозможные отношения. Неотъемлемой частью всей системы взаимоотношений является не способность одного или нескольких участников исполнить взятые на себя добровольно обязательства, а равно возложенные на них в принудительном порядке. Именно в этой неспособности исполнить обязательства и заключается весь предпринимательский риск.

Несмотря на развитие и совершенствование системы хозяйствования, многообразие форм собственности, все правовые системы приводят к одному очень простому выводу — по долгам необходимо платить. Но вот как платить, какие действия необходимо предпринять для наиболее полного исполнения обязательств должника — и есть самый спорный вопрос.

Полагают, что слово «банкротство» пришло из средневековой Италии (bankarupta), видимо, образовавшись либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади либо просто торговал).

Реализация механизма банкротства в практике зарубежных стран началась еще с той эпохи, когда несостоятельные должники попадали в рабство к своим кредиторам. С течением времени такая потеря свободы уступила место государственным наказаниям. Начали учитывать степень вины несостоятельного должника в соответствии с уточнением качества признака или действий, приведших к этому результату.

Варианты сочетания несостоятельности и банкротства в разных странах:

• Во французском законодательстве понятие «несостоятельность» применимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых профессий положения о банкротстве не применяются.

• В германском законодательстве субъектом банкротства может быть всякий должник, прекративший платежи.

• В Швеции предусматривается ответственность должника, совершающего действия, ведущие к неплатежеспособности: когда он каким-либо образом лишает себя значительной части своей собственности, в результате чего он оказывается либо неплатежеспособным, либо существенно ухудшает свою платежеспособность.

• В США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время производства считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом.

В российской правовой истории встречаются различные варианты смыслового использования определений несостоятельности и банкротства. Наибольший интерес представляет предреволюционный период, так как уровень российского права того времени оценивается достаточно высоко.

Г.Ф. Шершеневич считал, что банкротством является «неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества». То есть для того, чтобы лицо было признано банкротом, необходимы квалифицирующие признаки.

В современном российском законодательстве понятия «несостоятельность» и «банкротство» равноценны (в данном случае не имеются в виду преднамеренное и фиктивное банкротство). По-видимому, это не совсем правильный подход, так как юридическая техника должна учитывать устоявшееся содержание фразеологических комплексов и традиции их правового использования. Даже если принять во внимание сформировавшееся восприятие слова «банкротство», целесообразнее было бы использовать американский вариант сочетания несостоятельности и банкротства.

К общим признакам банкротства в различных законодательных актах европейских стран относятся:

• неплатежеспособность

• увеличение кредиторской задолженности

• нерентабельность сделок

• нерентабельность использования имущества

Аналогичны и определения уголовно наказуемых деяний, когда «преступное» банкротство подразделяется на:

• простое

• злостное

Как свидетельствует мировая практика, банкротство — неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки.

В истории современной России с момента начала рыночных реформ были приняты федеральные законы, регулирующие процедуру банкротства:

• Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 19 октября 1992 г.,

• Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

Необходимость совершенствования законодательства о банкротстве, приведения его в соответствие с действующим законодательством РФ обусловили принятие 26 октября 2002 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Действие этого закона распространяется на все юридические лица, за исключением:

• казенных предприятий

• казенных учреждений

• политических партий

• религиозных организаций.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, также регулируются этим федеральным законом.

 

Под несостоятельностью (банкротством) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Законом определен следующий признак банкротства юридического лица: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Новый закон не определяет минимального размера денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для возбуждения процедуры банкротства, будет определяться арбитражным судом.

Основной признак несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей - предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного трехмесячного срока кредиторы предприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением сам должник (для него срок не устанавливается, поскольку он может заранее знать о своей неспособности удовлетворить требования кредиторов). Арбитражный суд признает предприятие банкротом при наличии следующих признаков:

• превышение обязательств должника над его имуществом (подтверждается балансом предприятия) или неудовлетворительная структура баланса;

• степень ликвидности имущества должника, не позволяющая ему обеспечить своевременное выполнение обязательств перед кредиторами, т.е. общая стоимость имущества (остаточная балансовая стоимость) не равна общей сумме обязательств;

• неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов в связи с отсутствием средств.

Процедура объявления предприятия несостоятельным приведена на рис. 13.1

От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными признаками, следует отличать:

• фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей, или скидки с долгов;

• преднамеренное банкротство — преднамеренное создание или увеличение неплатежеспособности предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом.

Не следует применять к временно неплатежеспособному предприятию меры по возбуждению процедуры банкротства, потому что банкротство — исключительная мера по отношению к должнику, неспособному самостоятельно преодолеть затянувшийся кризис неплатежей.

На основании сказанного, можно сделать вывод, что банкротство предприятия — это строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов.

 


 

 



 

13.2. Причины неплатежеспособности

и возможного банкротства хозяйствующих субъектов

 

Высокоэффективная рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении всего времени своего существования.

Социалистическая государственно-регулируемая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (например, выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала рынку ограниченный ассортимент, как правило, среднего качества, изготавливаемых по устаревшим технологиям и сравнительно низким ценам.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики, и фактически подтвердилось положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цен, колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

Спад российского промышленного производства к середине 1990-х годов приобрел структурный характер. Одновременно с сокращением производства отдельных видов продукции стала наблюдаться стабилизация выпуска продукции других видов. Такая ситуация в промышленности возникла впервые с начала экономических реформ.

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей, и прежде всего между предприятиями.

Существующая в настоящее время официальная процедура определения неплатежеспособности предприятия предусматривает введение в практику развития его финансового состояния коэффициента текущей ликвидности Ктл и коэффициента обеспеченности собственными средствами Косс .

 

Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия — финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).

Ктл = (ОА — Дзд— ЗУ)/КО

Ктл — коэффициент текущей ликвидности;

OA — оборотные активы;

Дзд — долгосрочная дебиторская задолженность;

ЗУ — задолженность учредителей по взносам в уставный капитал;

КО — краткосрочные обязательства.

 

Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия. Принимая во внимание степень ликвидности активов, можно предположить, что не все активы можно реализовать в срочном порядке. Нормальным считается значение коэффициента от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли. Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.

Коэффициент обеспеченности собственными средствамиосс) характеризует достаточность у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости. Относится к группе коэффициентов финансовой устойчивости предприятия. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение собственных оборотных средств к величине оборотных активов предприятия.

 

Косс= Собственные оборотные средства / Оборотные активы

 

Наличие у предприятия достаточного объема собственных оборотных средств (собственного оборотного капитала) является одним из главных условий его финансовой устойчивости. Отсутствие собственного оборотного капитала свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия и, возможно, часть внеоборотных активов (при отрицательном значении собственных оборотных средств) сформированы за счет заемных источников.

 

Норматив для значения Косс>0.1 (10%) был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года № 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" в качестве одного из критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса наряду с коэффициентом текущей ликвидности.

 

Рассмотрим наиболее применяемые подходы к определению этих коэффициентов:

• нормативный — задаются конкретные границы значений коэффициентов. Его преимущество заключается в простоте и наглядности при принятии решений о платежеспособности;

• отраслевой — фактический уровень коэффициентов указывает не только на плохое или хорошее финансовое состояние предприятия, но и отражает структуру активов и пассивов, объективно различающуюся в зависимости от сферы деятельности предприятия;

• динамический — решение о платежеспособности предприятия принимается на основе сравнения текущих и критических значений коэффициента покрытия, вычисляемых для каждого предприятия отдельно с учетом его особенностей.

Рассмотрим один из многочисленных выводов, сделанных по итогам проведенного исследования на примере нефтедобывающей отрасли.

1. Предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и торгов
нефтепродуктами в отличие от других отраслей имеют устойчивый сбыт продукции, внешне благополучны, имеют достаточно средств на высокую оплату труда работников, располагают валютными резервами, т.е. здесь внешне нормальная и благополучная производственная деятельность (здоровый бизнес).

2. Вместе с тем финансовое положение отрасли неудовлетворительно, так как практически утрачен:

• собственный капитал в оборотных фондах, который утрачен за счет неэффективных для собственников долгосрочных финансовых вложений, малоэффективных инвестиций в основные фонды;

• переход в стадию тотального заемщика, осуществляющего свою текущую производственную деятельность за счет чужих средств;

• неспособность своевременно оплачивать свои долговые обязательства партнерам, бюджету и во внебюджетные фонды и т.д.

3. Вместе с тем отрасль стремится:

• жить на широкую ногу и продолжать линию, которая привела ее к финансовому кризису за счет формирования фондов в объемах, в несколько раз превышающих нужды производства и нормального финансово-хозяйственного функционирования;

• занимается другими видами деятельности (прежде всего финансовым кредитованием и товарными ссудами);

• во внешнеэкономической деятельности во многих случаях строит свои фактические (а иногда и договорные) отношения в пользу импортеров.


 

13.3. Диагностика кризисов

в жизненном цикле предприятия


 

В российской экономике протекание процессов, связанных с этой сферой деятельности, обусловливают необходимость создания концепции формирования системы антикризисного управления. Немногие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название антикризисного.

Основными предпосылками к разработке концепции антикризисного менеджмента являются:

• циклическое развитие экономики

• существующая система управления отечественными предприятиями.

 

В современных условиях хозяйствования для реформирования промышленных предприятий в системе кризисных ситуаций необходимо проведение анализа различных научных взглядов на характер и тенденцию экономического развития; кроме того, следует хорошо понимать содержание структурного кризиса российской экономики и характер его влияния на развитие промышленных предприятий.

В развитии любого предприятия просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла

предприятия (рис. 13.2) в котором можно выделить следующие стадии:

• I — зарождение,

• II — развитие,

• III — бурный рост,

• IV — стабильное развитие,

• V — появление тенденции спада,

• VI — активный спад,

• VII — банкротство,

• VIII — ликвидация деятельности.

 

Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жизненными циклами Б и В существует временной лаг Т, когда предприятие, исчерпав все свои резервы в период функционирования в цикле Б, может продлить свою жизнь в цикле В лишь при условии сторонних финансовых инъекций. В период же Т предприятие претерпевает кризис. Такой жизненный путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление деятельности предприятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно развивающейся деятельности в период стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследования и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции спада в результатах осуществляемой деятельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переходный период будет сглажен (на рисунке — линия О), так как влияние негативной тенденции на жизнедеятельность предприятия будет ослаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой деятельности. Таким образом, жизненный цикл предприятия можно продлить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении «неудачников».

 

Различают два вида тактики финансового оздоровления:

I) Защитная тактика — это проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных фондов и персонала.

В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи:

• установление жесткого контроля затрат в целях устранения убытков;

• определение порога рентабельности;

• сокращение доли накладных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ресурсов всех видов;

• снятие с производства убыточной продукции;

• анализ по причинам и центрам ответственности;

• продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства;

• реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

• установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса;

• франчайзинг;

• выявление и использование внутрипроизводственных резервов;

• проведение перепрофилирования производства;

• реструктуризация и погашение просроченной задолженности;

• списание безнадежных долгов; кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства;

• совершенствование организации труда;

• улаживание дел с кредиторами;

• истребование дебиторской задолженности;

• повышение культуры труда;

• аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики;

• формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.

II) Наступательная тактика — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне, либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме:

• от реализации производства;

• венчурного капитала;

• кредитов;

• капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель;

• истребование государственной поддержки, налоговых льгот;

• участие в конкурсах инвестиционных проектов.

В данном случае решаются следующие задачи:

• смена руководства (собственника);

• укрепление положения предприятия в деловом мире;

• проведение активного маркетинга;

• политика более высоких цен;

• повышение инвестирования собственного производства;

• обновление основных фондов;

• повышение оборачиваемости оборотных средств;

• сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения профессиональных технологий;

• сокращение трудоемкости производства;

• изменение видов деятельности;

• обновление ассортимента;

• максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами;

• обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами);

• разработка пакета бизнес-планов;

• формирование банка данных о рыночной конъюнктуре;

• проведение экспертизы платежеспособности заказчиков;

• повышение культурно-технического уровня персонала;

• реструктуризация;

• выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг;

• налаживание управленческого учета и т.д.

 

Типовая форма плана финансового оздоровления предприятия утверждена распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКУГИ РФ от 15 декабря 1994 г. № 98-Р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления».

Из сказанного можно сделать вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить умирание какой-либо его деятельности, которое неизбежно в силу объективных обстоятельств «умрет», а в том, чтобы при выявлении диагноза этого умирания направить все усилия на качественное преобразование деятельности.

 

13.4. Профилактика банкротства предприятий

 

В большинстве развитых стран потенциальные банкроты выжимаются из деловой сферы задолго до официального обретения ими этого статуса. Например, во Франции существует специальная «система тревоги», предупреждающая экономических партнеров о симптомах возможного банкротства.

Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных о состоянии предприятий и расчета показателей, позволяющих диагностировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом (рис. 13.3.-13.5.)

Объективная необходимость применения мониторинга в этой области, диктуется тем, что применяемые ранее, в условиях государственно-регулируемой экономики, методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать соответствующую современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий. Следует учитывать опыт зарубежных стран в этой области. Он весьма различен. Так, законодательство Великобритании рассматривает должника с точки зрения изыскания возможности возвращения денег кредиторам. За объявлением о банкротстве предприятия следует распродажа его имущества. Американское и японское законодательства, напротив, преследуют цель реабилитации должника всевозможными разрешенными способами, включая предоставление ему определенной помощи. Во Франции предпочитают своевременно предупреждать банкротство.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г. «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности». Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы.

1. Участники системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

2. Государственное регулирование, включающее:

• правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;

• налоговое регулирование;

• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа (осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476) «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства»;

• обучение арбитражных управляющих;

• финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий (Приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498);

• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, переподготовке, выплате пособий (регулируется в соответствии с Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99);

• методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;

3. Система государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование.

4. Принципы управления банкротством, к которым относятся;

• создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;

• уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;

• предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;

• введение системы безопасных мер при банкротстве;

• создание мер для возрождения бизнеса;

• защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его разрыва;

 

• сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;

• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;

• справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.

Таким образом, в России существует мощная система профилактики банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.



 

Рис. 13.3. Поэтапная схема развития кризисной ситуации

на промышленном предприятии

 


Рис. 13.4. Внутрипроизводственные факторы несостоятельности

 

Рис. 13.5. Внешние факторы несостоятельности

 


13.5. Антикризисное управление деятельностью предприятий

 

Основополагающие процедуры, применяемые к предприятиям должникам, отражены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».

Совокупность мер, применяемых к предприятиям-банкротам согласно действующему законодательству (рис. 13.6.) можно разделить на две основные группы:

• реорганизационные

• ликвидационные

Основное отличие всех реорганизационных процедур от ликвидационных заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача — организовать вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечить нормальное его функционирование.

 

 

нет рисунка

 

 

Рис. 13.6. Типы применяемых к должнику процедур и формы их реализации.

 

Реорганизация

 

К реорганизационным процедурам относятся:

• внешнее управление имуществом

• досудебная санация

• наблюдение

• мировое соглашение

Под внешним управлением имуществом понимается процедура, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности, которая направлена на продолжение деятельности данного предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, кредитора или уполномоченного органа и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

Досудебная санация — это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

 

Ликвидация

 

К ликвидационным процедурам относятся:

• конкурсное производство;

• принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда.

Ликвидация предприятий-должников осуществляется в процессе конкурсного производства, при котором определяется ликвидируемое имущество должника (конкурсная масса), распределяемое между кредиторами в порядке очередности.

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Законом определена очередность при расчетах с кредиторами:

• вне очереди покрываются судебные издержки, а также расходы по оплате труда конкурсного управляющего и по осуществлению деятельности предприятия-банкрота в период его правления.

• в первую очередь по требованиям граждан погашается задолженность по выплате пособий за причинение вреда жизни и здоровью.

• затем — по выплате выходных пособий, по оплате труда лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам) и по выплате авторских вознаграждений.

• в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Процедуры, предусмотренные в процессе банкротства в широком смысле слова, целесообразно определить как антикризисные. Тогда собственно процедуры банкротства будут составной частью антикризисных.

Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называется антикризисным процессом.

В условиях рыночной экономики антикризисный процесс управляем.

Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория, представляющая собой меры воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций.

Антикризисное управление деятельностью предприятий представляет собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию-должнику (рис. 13.7.) В отличие от мониторинга это микроэкономическая категория, отражающая производственные отношения на уровне предприятия.

Механизм антикризисного управления включает:

• диагностику технико-экономического и финансового состояния предприятия;

• оценку перспектив развития бизнеса;

• маркетинг;

• антикризисную инвестиционную политику;

• управление персоналом;

• производственный менеджмент;

• организацию ликвидации предприятия.

Стратегические мероприятия заключаются в анализе и оценке положения предприятия, изучении производственного потенциала, разработке производственных программ, политики доходов, инноваций, разработке общей концепции финансового оздоровления предприятия.

Банкротство предприятий, несомненно, процесс болезненный, но оно несет в себе созидающую силу. Главная его цель видится в проведении структурной перестройки всего народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом при условии достижения прибыльной работы каждого предприятия. Практическое значение банкротства для всех его участников проявляется в следующем:

· • для общества — формируется структура экономики, приспособленная к рынку;

· для населения — производятся нужные ему товары;

· для кредиторов — есть шанс спасти свои деньги;

· • для персонала предприятия — в конечном итоге создается требуемая работа.

Таким образом, явление банкротства предприятия — неизбежный спутник рыночной экономики, выполняющий роль санитара, контролирующего состояние ее здоровья и обеспечивающий условия для ее дальнейшего развития.

 


 

Рис. 13.7. Принципиальная модель разработки и реализации антикризисной стратегии промышленного предприятия


Выводы

 

1. Начиная с 1992 г. в России законодательно закреплено право предприятий на банкротство. Это исторически закономерное явление в экономике имеет строго определенные признаки и отличительные особенности в разные периоды своей «зрелости», что позволяет распознать его в процессе профилактики на макроуровне и в процессе диагностирования — на микроуровне хозяйственной деятельности.

2. Несмотря на объективность закономерностей, банкротство поддается антикризисному управлению деятельностью предприятия. Сущность этого управления состоит в своевременном выявлении негативных тенденций и упреждающем принятии профилактических мер по их преодолению либо ослаблению. Если деятельность предприятия признана неперспективной, задача антикризисного управления сводится к обоснованию направлений и организации ее перепрофилирования.

3. Любое предприятие, а значит, и экономика страны, может развиваться в бескризисном пространстве лишь при безошибочной постановке диагноза его состояния и правильно проведенного процесса финансового оздоровления.

 

Знать по теме:

 

1. Понятие и признаки банкротства предприятия

2. Оценка финансового состояния предприятия и установление неудовлетворительной структуры баланса

3. Содержание реорганизационных процедур: внешнее управление, санация, принудительная ликвидация

4. План финансового оздоровления предприятия


Тема 14. Экономика и право

 

Правовое регулирование - важнейший инструмент управления обществом.

Усложнение экономической и социальной жизни общества, обеспечение гарантий прав, свобод, обязанностей граждан, укрепление правопорядка и дисциплины обуславливают повышение роли правового регулирования. Правовое регулирование-это организация и корректировка поведения участников рынка действием правовых норм.

Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики [9; 10; 11].

Роль государства в экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

­ создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

­ стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

­ социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

­ обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Многообразие задач, которые стоят перед государством в экономике, можно выразить через выполняемые государством экономические функции. К ним относятся:

• создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

• антимонопольное регулирование;

• проведение политики макроэкономической стабилизации;

• воздействие на размещение ресурсов;

• деятельность в сфере распределения доходов.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

1. Налоговое регулирование - установление тех или иных объектов налогообложения, налоговых ставок, льгот, введение пошлин и таможенных сборов.

2. Денежно-кредитное регулирование - воздействие государства на денежное обращение и объем денежной массы.

3. Бюджетное регулирование - распределение средств государственного бюджета по разным статьям расходования.

4. Ценовое регулирование-государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение.

5. Социальное регулирование - поддержка незащищенных слоев населения. Одним из видов является социальное страхование - пенсионное обеспечение, помощь инвалидам, детям.

6. Регулирование условий труда и трудовых отношений - законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство регулирует рынок труда, используя прямые и косвенные методы, в том числе нормативно-законодательные, налоговые, кредитные, бюджетные.

7. Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды-меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение окружающей среды.

Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Законодательная форма регулирования означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган - Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условиями кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано [43; 49];

2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестициям и структурной перестройки отраслей материального производства, социальному развитию и рынку труда, финансовому рынку и денежному обращению, территориальным пропорциям и региональным рынкам, природопользованию, внешнеэкономической деятельности.

Государство обеспечивает правовую основу жизни и общественную атмосферу, которые способствуют наибольшей эффективности рыночной системы:

а) государство обеспечивает сохранность статуса частной
собственности, защищает товаропроизводителей;

б) регулирует отношения между смежниками;

в) регулирует отношения между производителями и потребителями;

г) регулирует отношения между работодателями и наемными
работниками и принимает соответствующие законы о труде;

д) отслеживает выполнение налогового законодательства;

е) вводит определенные стандарты (например, измерение веса и размера услуг);

ж) создает денежную систему;

з) разрабатывает рыночное законодательство и обеспечивает его выполнение.

Государство корректирует побочные эффекты производства:

а) принимает законодательство, которое запрещает выброс загрязняющих веществ предприятиями;

б) воздействует на предприятия через систему особых налогов;

в) формирует рынок прав на побочные эффекты (например, "торгует" правами на загрязнение окружающей Среды).

 

Основными правовыми документами регулирующими отношения в области экономики являются: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс.

 

14.1. Гражданский кодекс

 

Кодекс устанавливает общие правила для расчетно-денежных отношений в банковской сфере, которые не могут быть изменены другими законами и иными правовыми актами. В то же время обширная сфера применения и сложность данных отношений потребовали дополнения норм кодекса банковскими правилами. В ряде случаев сохраняют силу инструкции Центрального банка. Также гражданский кодекс регулирует все спорные отношения между организациями разной формы собственности [9].

Необходимая правовая база предполагает такие меры, как представление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства правительство получает возможность выполнять функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги, обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров и услуг.

 

14.2. Налоговый кодекс

 

В экономике налоги выполняют важную роль. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -научно-технических, экономических и др.

 

14.3. Роль права в утверждении рыночных отношений

 

Совместимы ли движение к рынку и устремления к праву и правовому государству? Не только в обыденных представлениях, но и в некоторых научных разработках сказывается настороженное отношение к вопросу о совмещении рынка и права, коммерции и справедливости.

Дело в том, что рынок представлялся нам эдаким ристалищем, где сильный всегда выигрывает, где обман и подкуп постоянно сопутствуют удаче. Наблюдение Марка Твена - делай деньги, как только можешь и даже честно, если нельзя иначе, - тоже навеяно рыночными отношениями. В этом расхожем представлении о рынке не много места найдется для понятий о чести и справедливости.

Нигилистической можно охарактеризовать и позицию, сторонники которой отвергают регулируемый рынок. Если идет речь о свободной игре, о столкновении многообразных сил, о жесткой конкуренции и выживании, то какое может быть регулирование? Так иногда ставят вопросы. Но при этом чаще всего отождествляют "регулирование" с госплановской и госснабовской деятельностью эпохи социализма.

Если рыночная стихия и рыночные катаклизмы сдерживаются законом, введены в нормативные рамки, в цивилизованном обществе право и коммерция не только не антиподы, а, напротив, составляющие единого демократического процесса.