Экономическая прибыль

 

Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство. В экономической практике принято выделять:

1). балансовую (общая) прибыль, полученную от всех видов хозяйственной деятельности с учетом внереализационных доходов и потерь. Балансовая прибыль - это общая выручка за вычетом внешних издержек. Внешние или явные издержки - платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

2). экономическая прибыль - разность между полученной выручкой и экономическими издержками (внешними и внутренними).

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между стоимостью произведенной продукции в оптовых ценах предприятия и ее полной себестоимостью. Расчетная прибыль - часть прибыли, которая остается после выплаты платежей в бюджет, банки и вышестоящим организациям.

Снижение издержек производства и обращения повышает прибыль предприятия. Издержки обращения - затраты, связанные с доведением продукции до потребителя. Производительные затраты - транспорт, хранение, подработка. Чистые - затраты, обусловленные сменой форм стоимости - оплата продавцов, кассиров и др.

Издержки производства - материальные затраты, затраты на оплату труда, амортизация. Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости.

Экономический эффект - это абсолютная величина, характеризующая изменение какого-либо показателя. Экономическая эффективность - это величина относительная, характеризующая отношение экономического эффекта к затратам, вызвавшим этот эффект. Прибыль характеризует экономический эффект деятельности предприятия и является синтетическим показателем (П=Ц-С). Основным показателем прибыли является балансовая (валовая) прибыль:

Пбр + Ппрв ,

где: Пб - балансовая (валовая) прибыль

Пр - прибыль от реализации продукции.

Ппр - прибыль от прочей реализации продукции.

Пв - внереализационная прибыль.

 

Пр=(Вр-НДС-А)-Сп

Вр - выручка от реализации.

А - акцизы.

Сп - полная себестоимость продукции.

В торговле прибыль образуется:

Ппр = Цреал - (Цприобр – А)I

где: Цреал – цена реализации товара;

Цприобр – цена приобретения товара;

А – акцизная ставка на товар;

I – количество (или размер партии) товара.

При этом Цреал включает издержки и прибыль торговой организации.

Акционерное общество при распределении чистой прибыли рассчитывают:

- процент выплат по акциям (процентная ставка по дивидендам):

- курсовую стоимость акций:

Законодательство, например Германии, Англии, не запрещает предприятиям рассчитывать операционную прибыль и маржинальный доход, варьировать коммерческими и административными расходами (рис. 8.1).

 

Рис. 8.1. Формирование прибыли на предприятиях Германии, Англии

 

Маржинальный доход- это разница между выручкой от реализации и переменными затратами (рис. 8.1). Он позволяет определить долю каждого изделия в формировании прибыли предприятия.

 

8.2. Показатели рентабельности

 

Рентабельность показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность производства (его доходность) или эффективность выпуска того или иного вида продукции. Различают следующие виды рентабельности:

1) Рентабельность производства:

ОС - среднегодовой остаток оборотных средств на предприятии.

Фосн - основные фонды.

2) Рентабельность изделий - Исчисляется как отношение прибыли (П) от реализации продукции к полной себестоимости (С) этой продукции. Применение этого показателя наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле
за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

3) Рентабельность оборота:

Vр – оборот (объем реализации)

4) Рентабельность капитала:

Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений.

Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно- технических разработок, а, следовательно, повышения производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции.

 

Знать по теме:

 

1. Прибыль как один из главных целевых показателей предпринимательской деятельности

2. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прибыль (убыток) от внереализационных операций

3. Балансовая и чистая прибыль предприятия

4. Рентабельность, виды рентабельности и методы ее расчетов

5. Факторы, влияющие на уровень рентабельности

6. Анализ прибыли, деловой активности и рентабельности


Тема 9. Финансы предприятия

 

Финансы, кредит, деньги выступают основными регуляторами как экономики, так и общест­венных отношений в целом. Эти регуляторы и обеспечивают постоянное развитие общества. Непосредственные условия для возникновения финансовых отношений создают денежные отношения. Но появление денег не означало появление финансов - финансы есть определен­ная часть денежных отношений. Наличие финансов предполагает обязательное существова­ние денег. Выполняя функцию средства обращения деньги за определенный период стано­вятся капиталом, то есть той самовозрастающей стоимостью, обеспечивающей получение дополнительного приращения в ходе реализации продукта - прибавочной стоимости. Денежные отношения превратились в финансы когда движение денег приобрело известную самостоятельность. В результате производства товаров и их реализации формируются де­нежные доходы, формируются финансовые ресурсы предприятия в виде разнообразных фондов. Появляется самостоятельная сфера деятельности каждого предприятия, выходящая за рамки его производственных функций, но представляющая собой часть производственных отношений, суть которой заключается в определенной системе организации денежных пото­ков. Эта часть и есть финансы [14; 29; 42].

Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов пред­приятия, формирование его денежных доходов и накоплений.

Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаи­моотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее. Финансы - встречные потоки денежных средств, услуг, различные формы проявления ин­тересов предприятия с одной стороны и движение платежных средств с другой. Платежные средства:

• деньги (наличность) на банковских счетах (расчетном и текущем)

• денежные средства в кассе

• в виде чеков (чековых книжек, средства фактически находятся на субсчетах)

• в виде электронных денег

• долги со стороны покупателей (дебиторская задолженность)

• кредиты, получаемые предприятием

нормальная кредиторская задолженность (средства, временно вовлеченные в оборот по условиям сложившихся расчетов)

нормальная задолженность по ЗП (от 16 до 20 числа)

• векселя (наиболее развитая форма в России до революции)

Финансовые процессы, происходящие на предприятии,- это все поступления денежных средств и все осуществляемые выплаты.

Поступления - это результат хозяйственной деятельности нашего предприятия, т.е. ре­зультат продажи товаров, предоставления услуг, следствие различных банковских опера­ций, получение дивидендов.

Выплаты, перечисления - тоже результат хозяйственной деятельности, связанной с закуп­кой исходных видов сырья и материалов, оплатой сторонних услуг и труда собственных работников.

Если необходимо установить величину платежных средств (ПС), которыми располагает пред­приятие на определенную дату, тогда учитывают их приход (ППС) и расход (ВПС) в текущий период:

ПС = НПС + ППС – ВПС,

где: НПС – средства, поступившие в предыдущие периоды.

Финансовая устойчивость предприятия определяется наличием платежных средств. Его финансовое положение зависит от того насколько длительнее промежутки времени ПС > 0.

Не всегда и не у всех предприятий ПС > 0, т.е. поступления средств оказываются меньше, чем выплаты, которые производит данное предприятие, следовательно, возникает оче­редность платежей, штрафы и т.п.

Данный разрыв необходимо закрыть, для чего следует решить вопросы:

1. Каков размер необходимых для этого ресурсов?

2. 3а счет каких источников их можно получить?

Их решение возложено на финансовых менеджеров, обеспечивающих управление финан­сами предприятия.

Финансовый менеджмент - область производственных отношений, связанная с оптими­зацией использования финансовых ресурсов с целью обеспечения максимального дохода собственникам предприятия [42].

Каждое предприятие выражает отношения собственности, которые предполагают опреде­ленную ответственность каждого хозяйствующего субъекта на рынке. Собственность предприятия - это его имущество. Совокупность имущества определяет не только лицо предприятия на рынке, но и его технические и финансовые возможности. Чем больше собственность, тем больше эти возможности.

Имущество предприятия - совокупность материальных и нематериальных ценностей или средств, которыми владеет предприятие, а именно:

• земля

• здания

• сооружения

• производственное оборудование

• запасы материальных ценностей

• денежные средства

• и др. платежные требования, составляющие оборотные средства предприятия

• нематериальные средства: •всякого рода права

• управленческие и организационные решения

• оценка стоимости имиджа фирмы

Основу имущества предприятия составляет капитал, призванный реализовать те цели, ко­торые ставит перед собой предприятие, начиная собственную деятельность. Капитал - это стоимость, которая обеспечивает не только процесс производства, но и дос­тижение определенного финансового результата. На рынке предприятие выступает как товаропроизводитель. Для него важно не столько то, что оно производит, сколько финан­совый результат. Следовательно, все складывающиеся финансовые и производственные отношения призваны к достижению максимально большего финансового результата.

За счет каких источников обеспечивается формирование имущества предприятия:

1. денежные и материальные взносы учредителей или участников предприятия;

2. полученные предприятием доходы от всех видов деятельности;

3. проценты, дивиденды, полученные в результате владения различными ценными бумагами;

4. кредиты банков;

5. средства кредиторов;

6. временное владение чужими средствами в обороте;

7. субсидии, дотации, инвестиции из бюджетных и внебюджетных фондов и другие виды сонаций;

8. арендная плата;

9. благотворительные взносы;

10. доходы от долгосрочных финансовых вложений.

 

Функции финансов предприятий

распределительная контрольная

 

В условиях товарного производства распределение - связующее звено между производст­вом и потреблением. Т.о. с помощью финансов происходит распределение общественного продукта:

· поступление выручки от реализации и использование ее на возмещение израсходован­ных средств производства и образование валового дохода;

· дальнейшее распределение полученного дохода в ходе формирования бюджетных средств, внебюджетных фондов, формирование фонда оплаты труда, различных фондов и резервов, т.е. того, что обеспечивает жизнедеятельность и развитие предприятия.

Иначе, распределительная функция финансов предприятий - это направленная дея­тельность по распределению и перераспределению денежных доходов предприятия. Контрольная функция (функция отражения) - исторически сложившееся понятие, от­ражающее финансово-хозяйственные процессы, протекающие на предприятии. В финансах предприятий отражаются все процессы, происходящие на предприятии. С по­мощью данной функции устанавливаются, выявляются и реализуются важнейшие эконо­мические пропорции, обеспечивается контроль на всех стадиях осуществления задач, обеспечивается контроль за величиной финансового результата (в т.ч. по стадиям его дос­тижения). В свою очередь функция контроля позволяет не только выявлять неэффектив­ные действия, но и изыскивать резервы, предупреждать возможные потери и непроизво­дительные затраты.

 

9.1. Основные принципы организации финансов предприятий

 

1). Принцип полной самостоятельности. Самостоятельность в использовании соб­ственных и приравненных к ним средств, благодаря чему обеспечивается необходимая маневренность ресурсов, которая в свою очередь позволяет концентрировать финансовые ресурсы на нужных направлениях хозяйственной и других видов деятельности предпри­ятия.

2). Ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Финансовый ре­зультат на предприятии является качественным показателем деятельности как руково­дства предприятия, так и всего коллектива предприятия. Ответственность возникает также и по поводу всех тех рисков, которые принимает на себя предприятие в условиях рынка.

3). Финансовое планирование. Финансовое планирование определяет направления движения денежных потоков на ближайшее будущее и на перспективу, предполагает по­лучение и направления использования денежных средств. Благодаря финансовому плани­рованию обеспечивается планирование финансового результата.

4). Формирование финансовых резервов для предприятия. Финансовые резервы обеспечивают ус­тойчивую производственную деятельность в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, рисков и т.д. Если предприятие создает в достаточном и необходимом раз­мере финансовые резервы, то это обеспечивает предприятию соответствующий положи­тельный имидж на рынке.

5). Финансовая дисциплина. Предприятие должно своевременно и полно обеспечи­вать выполнение финансовых обязательств перед партнерами, банковскими институтами, органами власти и разнообразными фондами (бюджетными или внебюджетными), перед своими работниками и т.д.

6). Самоокупаемость предприятия. Предприятие должно обеспечивать покрытие своих расходов за счет результатов своей собственной производственной деятельности, тем самым обеспечивается возобновляемость производства и кругооборот ресурсов пред­приятия.

7). Деление средств, участвующих в обслуживании оборота предприятия, на собст­венные и заемные. (Краткосрочные банковкие кредиты - источник заемных средств.)

8). Разграничение основной и инвестиционной деятельности предприятия

 

9.2. Финансовые ресурсы предприятий

 

Основа нормального функционирования - наличие достаточного объема финансовых ре­сурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей пред­приятия для текущей деятельности и развития. Финансовые ресурсы - денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначен­ные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и рас­ширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и заемных средств [40]. Первоначально финансовые ресурсы появляются в момент создания предприятия и отражаются в уставном фонде. Основной источник формирования - стоимость реализо­ванной продукции, различные части которой приобретают форму денежных доходов и на­коплений. На большинстве предприятий - недостаток финансовых ресурсов проявляется в следствие:

1. Недостатка собственных оборотных средств.

2. Систематической потери части финансовых ресурсов вследствие инфляции.

3. Неадекватности руководства предприятия новым условиям хозяйствования.

Для стабильного формирования достаточного объема финансовых ресурсов источники сами должны быть стабильны.

Объем финансовых ресурсов за счет перераспределения между разными источниками мо­жет соответствовать потребностям предприятия.

Кредитные ресурсы необходимы для предприятия, потому что во время функционирования предприятия собственных финансовых ресурсов в наличии может быть меньше потребности в них.

Предприятие пользуется правом эмиссии ценных бумаг для формирования дополнитель­ных средств за счет выпуска акций, облигаций.

Средства в зависимости от выбранной стратегии предпри­ятия, это инвестиции, не обязательно могут характеризоваться понятием "фиксированная срочность", эти ценные бумаги могут быть в любой момент реализованы. Срок владения ценными бумагами не является срочным, за исключением государственных ценных бумаг - фиксирован­ный срок обращения на рынке (ГКО).

Предприятие должно руководится общими принципами максимизации доходности и ми­нимизации рисков.

 

Невозможно также обособление различных финансовых ресурсов предприятия, так как финан­совые ресурсы - единое целое, обеспечивающее потребности предприятия в кругообороте ресурсов.

Организация и использование финансовых ресурсов на предприятии на основе принципа максимизации доходности и минимизации риска ведет к более устойчивому финансовому положению. Для обеспечения рациональной организации и управления финансовыми ре­сурсами существует финансовое планирование, оно рассматривается в двух ос­новных аспектах:

­ планирование величины финансовых ресурсов, предполагаемых к получению;

­планирование величины текущих потребностей в финансовых ресурсах.

 

Планирование величины текущих потребностей финансов учитывает:

· реальную величину потребностей предприятия в прошедшем периоде;

· изменение потребностей в предстоящем периоде исходя из конъюнктуры рынка и задач предприятия;

· риск увеличения или уменьшения потребностей в финансовых ресурсах в предстоя­щем периоде.

 

9.3. Оценка финансового состояния предприятия.

Главная цель финансовой работы на предприятии -создание условий для бесперебойного формирования финансовых ресурсов – как основы финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. От рационального использования ресурсов предприятия зависит: стабиль­ность всей хозяйственной деятельности предприятия, результат финансовой деятельности (от качества принимаемых решений по управлению денежными потоками на предприятии), качество решений.

Финансовое состояние предприятия - совокупность показателей, оценивающих степень удовлетворения потребностей предприятия в финансовых ресурсах, необходимых для его нормального функционирования, отражающих обеспеченность или необеспеченность предприятия денежными средствами для осуществления нормальной хозяйственной дея­тельности (своевременного погашения задолженностей и т. д.)

Финансовые показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, представ­ляют собой объем информации, используемый внутренними и внешними пользователями.

Внутренняя информация - сиюминутное состояние предприятия. Финансовое состояние характеризуется степенью обеспеченности финансовыми ресурсами. Нормальное финан­совое состояние - основа стабильности, которая характеризуется сохранением постоянства и отсутствием резких колебаний в течение длительного времени.

Основные показатели финансового состояния предприятия:

1.финансовая устойчивость

2.ликвидность

3.платежеспособность

 

9.4. Выручка от реализации продукции

Выручкой от реализации продукции (работ, услуг) называются денежные средства, посту­пившие на расчетный счет предприятия за отгруженную покупателю продукцию. От поступления выручки зависят устойчивость финансового положения предприятия, со­стояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банком, поставщиками, рабочими и служащими предприятия. Предприятия, экспортирующие продукцию, получают валютную выручку. Для зачисления валютной выручки в уполномоченном банке предприятию открываются два счета - тран­зитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной ва­люте и текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предпри­ятия после обязательной продажи экспортной выручки. Независимо от форм собственности все предприятия, в том числе с иностранными инвестициями, обязаны 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) продать на внутреннем валютном рынке Рос­сийской Федерации по биржевому курсу рубля.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализованной на сторону продукции, исходя из действующих цен без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок (по экспортируемой продукции - без экспортных тарифов). НДС, акцизы, вклю­чаемые в цену товара, не принадлежат предприятию и как косвенные налоги поступают в бюджет; торговые и сбытовые скидки поступают посредническим организациям, реали­зующим продукцию предприятия-производителя.

В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции (работ, услуг), исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров: по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятий, или по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов покупателю (заказчику). Применение второго метода основано на положении о том, что доходы начисляются в том периоде, в котором они заработаны независимо от их поступ­ления.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) планируется на объем реализуемой про­дукции, так же как и затраты на реализуемую продукцию.

Врп = О + ТП – О‘

где Врп - планируемая сумма выручки от реализации продукции;

О - нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;

ТП - товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;

О‘ - остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.

 

9.5. Финансовые результаты деятельности предприятия

 

Прибыль - это объемный абсолютный показатель, результирующий показатель деятель­ности предприятия.

Прибыль, как главный финансовый источник деятельности предприятия, есть не одномо­ментное значение, а система прибылей и доходов, которые складываются из нескольких источников, формирующих доходы предприятия. К числу главных относят следующие:

­прибыль от реализации продукции, работ и услуг предприятия;

­прибыль от прочей реализации;

­доходы от внереализационных операций (за минусом расходов по этим операциям);

­балансовая прибыль (валовая);

­чистая прибыль;

­налогооблагаемая прибыль;

­необлагаемая налогом прибыль;

­консолидированная прибыль (представляет собой сводную прибыль по бухгалтерской отчетности.

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

 

9.6. Управление финансами предприятия

 

Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие - работают менее успешно. Многие успехи деятельности предприятия связывают с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в бурном море рыночной экономики. Бесспорно зависимость от правильной начальной ориентации и благоприятных исходных условий имеется, однако значительную роль играет и то, как управляется предприятие в неспокойном море хозяйственных неожиданностей, инфляционных сюрпризов, жестокой конкуренции. Управление это сложный социально-экономический процесс означающий воздействие на процесс, объект, систему для сохранения их устойчивости или перевода из одного состояния в другое в соответствии с заданными целями.

Анализ деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. В условиях становления рыночных отношений он имеет целью обеспечить устойчивое развитие доходного, конкурентоспособного производства и включает различные направления.

Цель анализа и диагностики финансово - хозяйственной деятельности предприятия - повышение эффективности его работы на основе системного изучения всех видов его деятельности.

Благодаря знанию техники и технологии анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы.

 

9.7. Анализ финансового состояния предприятия

 

Состояние финансово - хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его работы, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений в хозяйственном процессе. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия предполагает изучение «Баланса предприятия» (форма № 1) , «отчета о финансовых результатах» (форма №2), «Отчета о движении капитала « (форма №3) , «Отчета о движении денежных средств» (форма № 4) и первичной отчетности предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых рынках и валютных биржах и.д.)

Прибыль - это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи чистый доход получает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использование и реализацией продукции.