Позитивистская философия.

Сциентизм как новая форма рационализма.

Научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине 20 века, породила надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут, наконец, разрешены трудные проблемы и противоречия человеческой жизни. Такие умонастроения получили название «сциентистских» (от лат. – scientia – наука) и «техницистских».

Культ сугубо современного научно-технического знания и был «новым изданием» культа разума. Провозглашается принцип «функциональной рациональности».

В середине прошлого столетия приобретают широкую популярность идеи таких авторов как У.У. Ростоу, Д. Белл и др., полагающиеся на силу научно-технического разума, на «разумность», «научность» управления, на рост образовательного уровня больших масс населения. Идеи техницистов и сциентистов переплелись с технократической утопией, с представлением о грядущей власти научно-технических специалистов, экспертов.

Реакцией на сциентистские и техницистские утопии является усиление антитехницистской, антисциентистской волны, вызвавшей к жизни антиутопии. Многие известные писатели работали в этом жанре – Г. Уэллс, Э. Синклер, Дж. Лондон («Железная пята»), К. Воннегут («Механическое пианино», в русском переводе «Утопия 14»), Р. Брэдбери («452° по Фаренгейту»), братья Стругацкие, Дж. Оруэлл («1984 год») и др. В них нарисованы критические образы «машинизированного будущего, отождествленного с тоталитарным государством, где наука, техника доведены до совершенства и где подавлены свобода и индивидуальность. Антиутопии выступают как предупреждение о том, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если во главу угла не поставить человека, его духовно-нравственные цели и ценности.

Проблематика позитивизма концентрируется вокруг философского анализа научного знания, и поэтому позитивизм приобрел влияние главным образом среди представителей естественных наук.

Позитивизм прошел длительную эволюцию. Он означает философскую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Для позитивизма характерно резко отрицательное отношение к традиционной философии

4 исторические формы позитивизма:

1. Позитивизм.

2. Эмпириокритицизм.

3. Неопозитивизм.

4. Постпозитивизм.

Первая форма позитивизма сложилась в 30 – 40 годы 19 века. Основатель – О. Конт (1798 – 1857).

Удел науки не объяснение, а описание вещей. Наука не способна ответить на вопрос «Почему?», она должна ограничиваться констатацией фактов и отвечать на вопрос «Как?». Это должно касаться не только частных наук, но и философии. Философия не может быть наукой о самом бытии. Задача положительной философии – систематизация конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Эмпириокритицизм (19 – 20 вв.). Э. Мах (1838 – 1916), Р. Авенариус (1843 -1896). Философия сводится к теории познания. Эмпириокритицизм – «критика опыта», предполагает «очищение» опыта от всех положений, имеющих метафизическую природу.

Если создатели «второго позитивизма» стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм попытался обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследования. Неопозитивизм практически одновременно зарождается в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы 20 в. (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Идеи этого этапа позитивизма вылились в философское учение, получившее название аналитическая философия.

Неопозитивизм не смог решить те задачи, которые перед собой поставил. Это вызвало его внутренний кризис и с конца 50 – начала 60-х теряет свое влияние как философское направление в исследовании науки. Появляется «четвертый позитивизм» - постпозитивизм, который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе. (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейрабенд и др.).

Главная проблема – динамика научного знания. Постпозитивизм интересуют: социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т. д. Показательным для постпозитивизма является признание им идеи обусловленности науки внешними факторами (социальными, культурными).