Древний Китай.

Становлению древнекитайской философии способствовали:

· ломка традиционных общинных отношений;

· экономический прогресс,

· появление денег;

· рост научных знаний (в области астрономии, математики, медицины).

Ранними памятниками китайской мудрости являются «Канон стихов» (Ши цзин»), «книга перемен» (И цзин»).

В центре внимания древнекитайских философов находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению поднебесной понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии.

Первыми, кто вступил в оппозицию традиционному мировоззрению Древнего Китая, были бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань Го» («борющихся царств») наступление «золотого века» китайской философии. Как и в Древней Индии первые философские школы начинают складываться приблизительно в 6 в. до н.э.

В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен.

Одно из центральных понятий древнекитайской философии – «Дао».

Дао (кит. – Бог, слово, логос, путь) – понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, неприходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения – неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменеий, - является матерью всех вещей, корнем всего. Дао зависит лишь от самого себя: «человек зависит от земли, земля от неба, небо от дао, а дао – от себя самого».

Конфуцианство.

Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя – «вана» и Неба как источника благодати – магической силы «дэ», блогодаря которой «ван» («Сын Неба») упорядочивал Поднебесную. У Конфуция «дэ» перестает быть прерогативой правителя – каждый человек ответственен за положение дел в Поднебесной и способен на него повлиять, при это «дэ» трактуется «достоинство», «добродетель». Признавая за небом роль верховного начала, Конфуций в качестве мерила змных дел указывает путь «дао», следование которому и обеспечивает накопление человеком «дэ». В отличие от Лао-цзы, трактовавшего «дао» как вселенский принцип, Конфуций понимает его как человеческое «дао» - истинный принцип человеческих деяний. Эталоном человека, идущего по пути-дао считается благородный муж (цзюнь-цзы). Его основные качества: «жэнь» - гуманность, «и» - справедливость, «чжи» - знание и «ли» - ритуал. Правильное поведение предполагает постоянный самоконтроль и самообуздание, подчинение культурной норме, без которыз невозможна устойчивая социальность. Учение Конфуция проникнуто духом сохранения традиций: «Я подражаю старине, а не сочиняю». Уже при империи Хань (2 в. до н.э. – 3 в. н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.

Даосизм.

Полулегендарный основатель даосизма – Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). его считают автором «Дао дэ цзин» - «Книги о дао-пути и благой силе – дэ». Конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет «следование естественности»: если основной отличительной чертой благородного мужа, рисуемого Конфуцием, выступает деятельность, организуемая правилами «ли», то «совершенно мудрый» у Лао-цзы исповедует принцип недеяния. («у-вэй»), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Дао понимается как вселенский естественный ритм событий. «Дао» - «глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли» - предшествует миру оформленных вещей. Порождающее действие «дао» изображено в «Дао дэ цзин» в виде следующей последовательности: «дао» рождает одно (частицы «ци» как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала «инь» и «янь», два рождают три (Небо – Человек – Земля), а три рождают все вещи.

Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному Дао вплоть до отождествления («кто служит дао, тот тождественнен дао»); с этим связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия.