Философия Древней Индии.

Предпосылки становления древневосточной философии.

Философия Древнего Востока.

Практическая часть

3. Инструктаж: В своей БД.

Создать три простых и три сложных запроса – выборки.

1.Создание запроса на выборку к Базе Данных

Отобразить информацию о сотрудниках, фамилии которых заканчиваются на ВА.

Отобразить информацию о сотрудниках, возраст которых менее 50 лет.

Отобразить информацию о поставщиках из США.

Отобразить информацию о товарах, стоимость которых более 1 000.

2.Создайте вычисляемый запрос для отображения цен с учетом дилерской скидки 3% на каждый товар. Укажите название, описание товара, его цену и название фирмы. Сохраните запрос под именем скидка3.

3.Создайте итоговый запрос для отображения средних цен на все товары. Сохраните его под именем задание3.

 

План.

  1. Предпосылки становления древневосточной философии.
  2. Философия Древней Индии (Буддизм).
  3. Философия Древнего Китая (Конфуцианство, Даосизм).
  4. (на семинаре) Человек в философии и культуре Древнего Востока.

Середина 1 тысячелетия до н.э. – рубеж в истории развития человечества, на котором в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции практически одновременно возникает философия. Становление древней философии было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на рациональное знание. Этому способствовали предпосылки экономического, социального, политического и духовного плана:

· Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу;

· Появление товарно-денежных отношений;

· Ослабление родоплеменных связей;

· Возникновение первых государств;

· Рост оппозиции традиционной религии;

· Критика нормативных нравственных установок и представлений;

· Общее усиление критического духа и рост научных знаний и т.д.

Несмотря на некоторою схожесть условий, наблюдается определенного рода своеобразие путей формирования философского знания в Древней Индии и Древнем Китае.

Характерной чертой Древней Индии является ее кастовость. Выделяются 4 варны:

1. Брахманы (жрецы, чей удел – умственная деятельность);

2. Кшатрии (военная аристократия);

3. Вайшья (купцы, ремесленники, земледельцы);

4. Шудры (все остальные)

В Др. Индии путь становления философии пролегал через оппозицию брахманизму, зафиксированного в Ведах, - сборниках гимнов в честь богов.

Аскеты-праведники были первыми, кто осмелился поставить под сомнение всевластие брахманов. Их называли шраманами, т.е. «совершающими усилия», усилия как аскетического порядка, так и интеллектуального, направленные на осмысление предписаний ведийской религии.

6-5 века до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика, джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Философская мысль Древней Индии была представлена двумя основными направлениями:

Ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед - шесть классических систем – даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса),

Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед (материалистическая чарвака, или локаята, джайнизм, буддизм).

Йога – система освобождения через сосредоточение, сутью которой заключается в слиянии индивидуальной души человека с мировым духом. Жизнь – это очищение и совершенствование духа, достигнуть которого можно только следуя восьмиричному пути:

1. Дисциплина нравственности,

2. Воздержание,

3. Определенная культура гигиены,

4. Дисциплина тела,

5. Положение в позах,

6. Контроль за дыханием,

7. Контроль над чувствами

8. Дисциплина ума (созерцание и самосозерцание, максимальная сосредоточенность).

Буддизм (6-5 в о н.э.)

Основателем Буддизма является Будда («просветленный»). До того как стать просветленным он был Сиддхартхой Гаутамой, принцем шакьямуни.

Четыре благородные истины буддизма:

1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания («благородный восьмеричный путь», определяемый как «серединный» - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания).

Нирвана представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий.

Т.о. можно выделить следующие характеристики древнеиндийской философии:

· Преобладание религиозно-мифологического мировоззрения (развитая, разветвленная мифология и религия с большим количеством богов, их воплощений и перевоплощений).

· Традиционализм.

· Сосуществование множества школ, учение которых носило во многом абстрактный характер и практически не связано с наукой.

· Философские учения предлагают свои пути совершенствования, основу которых составляет созерцание.