Философия Древней Индии.
Предпосылки становления древневосточной философии.
Философия Древнего Востока.
Практическая часть
3. Инструктаж: В своей БД.
Создать три простых и три сложных запроса – выборки.
1.Создание запроса на выборку к Базе Данных
Отобразить информацию о сотрудниках, фамилии которых заканчиваются на ВА.
Отобразить информацию о сотрудниках, возраст которых менее 50 лет.
Отобразить информацию о поставщиках из США.
Отобразить информацию о товарах, стоимость которых более 1 000.
2.Создайте вычисляемый запрос для отображения цен с учетом дилерской скидки 3% на каждый товар. Укажите название, описание товара, его цену и название фирмы. Сохраните запрос под именем скидка3.
3.Создайте итоговый запрос для отображения средних цен на все товары. Сохраните его под именем задание3.
План.
- Предпосылки становления древневосточной философии.
- Философия Древней Индии (Буддизм).
- Философия Древнего Китая (Конфуцианство, Даосизм).
- (на семинаре) Человек в философии и культуре Древнего Востока.
Середина 1 тысячелетия до н.э. – рубеж в истории развития человечества, на котором в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции практически одновременно возникает философия. Становление древней философии было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на рациональное знание. Этому способствовали предпосылки экономического, социального, политического и духовного плана:
· Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу;
· Появление товарно-денежных отношений;
· Ослабление родоплеменных связей;
· Возникновение первых государств;
· Рост оппозиции традиционной религии;
· Критика нормативных нравственных установок и представлений;
· Общее усиление критического духа и рост научных знаний и т.д.
Несмотря на некоторою схожесть условий, наблюдается определенного рода своеобразие путей формирования философского знания в Древней Индии и Древнем Китае.
Характерной чертой Древней Индии является ее кастовость. Выделяются 4 варны:
1. Брахманы (жрецы, чей удел – умственная деятельность);
2. Кшатрии (военная аристократия);
3. Вайшья (купцы, ремесленники, земледельцы);
4. Шудры (все остальные)
В Др. Индии путь становления философии пролегал через оппозицию брахманизму, зафиксированного в Ведах, - сборниках гимнов в честь богов.
Аскеты-праведники были первыми, кто осмелился поставить под сомнение всевластие брахманов. Их называли шраманами, т.е. «совершающими усилия», усилия как аскетического порядка, так и интеллектуального, направленные на осмысление предписаний ведийской религии.
6-5 века до н.э. были отмечены распространением множества критических в отношении брахманизма течений. Главными из них были адживика, джайнизм и буддизм. На базе шраманских школ выросли и развились позже основные философские системы Индии. Философская мысль Древней Индии была представлена двумя основными направлениями:
Ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед - шесть классических систем – даршан (веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса),
Неортодоксальные, не признающие авторитет Вед (материалистическая чарвака, или локаята, джайнизм, буддизм).
Йога – система освобождения через сосредоточение, сутью которой заключается в слиянии индивидуальной души человека с мировым духом. Жизнь – это очищение и совершенствование духа, достигнуть которого можно только следуя восьмиричному пути:
1. Дисциплина нравственности,
2. Воздержание,
3. Определенная культура гигиены,
4. Дисциплина тела,
5. Положение в позах,
6. Контроль за дыханием,
7. Контроль над чувствами
8. Дисциплина ума (созерцание и самосозерцание, максимальная сосредоточенность).
Буддизм (6-5 в о н.э.)
Основателем Буддизма является Будда («просветленный»). До того как стать просветленным он был Сиддхартхой Гаутамой, принцем шакьямуни.
Четыре благородные истины буддизма:
1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекращение страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания («благородный восьмеричный путь», определяемый как «серединный» - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания).
Нирвана представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от страданий.
Т.о. можно выделить следующие характеристики древнеиндийской философии:
· Преобладание религиозно-мифологического мировоззрения (развитая, разветвленная мифология и религия с большим количеством богов, их воплощений и перевоплощений).
· Традиционализм.
· Сосуществование множества школ, учение которых носило во многом абстрактный характер и практически не связано с наукой.
· Философские учения предлагают свои пути совершенствования, основу которых составляет созерцание.