Понятие государственного бюджета

Макроэкономическое равновесие Тема Бюджет и налоги

Теоретические подходы к денежно-кредитной политике

С помощью названных инструментов центральный банк реализует цели денежно-кредитной политики:

поддержание на определенном уровне денежной массы (жесткая монетарная политика «недискеционная политика»)или ставки процента ( гибкая монетарная политика, «дискреционная политика»)

Очевидно, что центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную систему и процентную ставку.

Денежно-кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального предложения денег (M/р)S в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

2) изменение процентной ставки на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Типы гибкой (дискреционной) кредитно-денежной политики:

Политика «дешевых денег» («мягкая») - применяется при циклическом спаде. Предполагает покупку ценных бумаг на открытом рынке, снижение нормы обязательных резервов, снижение ставки рефинансирования

Политика «дорогих денег» («жесткая») - применяется при подъеме с целью избежать «перегрева» экономики. Предполагает продажу ценных бумаг на открытом рынке, повышение учетной ставки и нормы резервов

Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним — «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы», «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто — «финансы».

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, региона или муниципальным собранием. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением называется бюджетным процессом.