Вопрос 2. Типология вопросов.

 

Вопросы, используемые в социол. исследованиях разнообразны по содержанию, по выполняемым в документе специфическим функциям, по графическому оформлению, по восприятию респондентом и по другим характеристикам. Все многообразие типов вопросов можно представить в виде различных классов. Классификация вопросов в литературе дается по различным основаниям.

1 класс вопросов. Основание - роль, которую играет вопрос в документе, то, для чего предназначен вопрос - для получения информации или он выполняет какую-либо другую функцию.

  • Содержательные - направлены на получение искомой информации, несут смысловую нагрузку;
  • Функциональные - выполняют различные функции - управляют ходом беседы, психологической атмосферой, логической строгостью и последовательностью вопросов, контролируют респондента и интервьюера и т п.

Деление на содержательные и функциональные условно, т.к. функциональные вопросы чаще всего являются и содержательными, т.е. они предназначены и для получения информации.

Вопросы содержательные, в свою очередь, делятся на:

- вопросы о фактах, событиях, действиях

- вопросы о знаниях, информированности,

- вопросы об интересах, потребностях, ценностях, мотивах, установках, мнениях.

Методический опыт показывает, что вопросы о фактах более просты по своей конструкции, более просты для восприятия респондентом, на них легче получить ответ (они вызывают меньше трудностей для респондента).

Примеры: вопросы о фактах

- Потребляли ли Вы за последние 6 месяцев шоколад?

- Рекламу какой марки/марок безалкогольных газированных напитков вы видели или слышали за последние 2-3 месяца?

- Каков был средний месячный доход Вашей семьи в последние 2-3 месяца?

- Участвуете ли Вы лично в принятии решений о покупке молока и молочных продуктов?

-Чем вы занимаетесь в настоящее время?

- Сколько лет Вам исполнилось в последний день рождения?

Примеры: вопросы о знаниях, информированности.

- Какие марки чая Вы знаете?

- Какие из перечисленных марок чая Вы знаете?

- Вы сказали, что видели по телевизору рекламу йогурта “Мертингер”. Расскажите о ней все, что Вы помните.

Примеры: вопросы о мнениях, оценках и т.п.

- Материальное положение у Вас и Вашей семьи за последний год улучшилось, ухудшилось или осталось таким же, как год назад?

- Говоря о России в целом, считаете ли Вы , что в течении следующего года наша страна будет переживать хорошие экономические времена или плохие времена?

- Что Вам нравится в Вашей стиральной машине?

Функциональные вопросы так же делятся на ряд типов.

  • Контактные вопросы - устанавливают контакт с респондентом, обеспечивают отношения общения. Они должны пробуждать интерес, показывать, что предстоит посильная работа, создавать уверенность у респондента, обучать работе с вопросом. Методические требования к ним: они должны быть простыми, общими, относящимися ко всем респондентам, по возможности интересными.
  • Игровые, отвлекающие вопросы - снимают усталость, способствуют устранению монотонности опроса и возможного эффекта излучения - явления взаимного влияния вопросов и ответов друг на друга. Они могут быть совершенно не связаны по содержанию с вопросами анкеты.
  • Напоминающие вопросы - активизирующие внимание и память респондента. Формулируются в виде напоминающей фразы.
  • Зондажные и уточняющие вопросы - выясняют понимание респондентом смысла вопроса.
  • Вопросы-фильтры - выделяют из совокупности опрашиваемых ту часть респондентов, к которой вопрос адресован, т.е. уточняют адресата вопроса, выявляют компетентных респондентов.

По построению фильтрующие вопросы бывают нескольких типов:

Ø В вопросе, выполняющем фильтрующую роль, после вариантов ответов содержатся указатели, к какому вопросу переходить (“переходите к вопросу №.....”)

Ø В вопросе содержится фильтрующая фраза “Если Вы.......( покупали, пользовались, читали, участвовали, слушали ....)” в сочетании с фильтрующим ответом “Я не.......(покупал, пользовался, читал, участвовал, слушал.....)”

Ø Обращения-фильтры типа “Внимание на следующие вопросы отвечают только те, кто........”