В методике социологических исследований

Вопрос.1 Понятие вопроса, его структура, общие функции. Концепции вопроса

В социологическом исследовании

Вопрос как инструмент получения информации

Вопросы:

  1. Понятие вопроса, его структура, общие функции. Концепции вопроса в методике социологических исследований.
  2. Типология вопросов.
  3. Методологические и методические проблемы, связанные с конструированием и восприятием респондентом вопроса. Экспертная оценка вопроса.

 

Литература:

1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учеб. пос. для вузов. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998.

3. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. - М.: Прогресс, 1987 (или издание - М.: АВА - Астра, 1993).

4. Садмен С., Бредберн Н. Как правильно задавать вопросы. Введение в проектирование опросного инструмента. /Пер. с англ.- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002

 

 

Вопрос в социологическом исследовании является одним из основных инструментов получения эмпирической информации. Наиболее широко применяемый в соц. исследованиях метод сбора информации - опрос со всеми его разновидностями - основан на диалоговом вопросно-ответном общении социолога-исследователя и респондента. Вопрос используется и в других методах сбора информации - контент-анализе, наблюдении, эксперименте. Вопрос как инструмент сбора информации носит почти универсальный характер. Именно поэтому проблема вопроса одна из наиболее актуальных в методике соц. исследования.

Понятие вопроса. В широком смысле слова вопрос в соц. исследовании - все речевые сообщения как в вопросительной, так в утвердительной или отрицательной форме, предлагаемые социологом респонденту и побуждающие его реагировать на них, направленные на получение информации, необходимой для решения исследовательской задачи.

Т.е. вопрос не обязательно формулируется в вопросительной форме, он может быть в форме утверждения, отрицания, в виде незаконченного предложения, таблицы, рисунка.

В структуре вопроса содержится 3 элемента:

  1. Сообщение некоторой информации, которая одинаково известна тому, кто задает вопрос, и тому, кто отвечает. Это как бы общая точка отсчета для общения спрашивающего и отвечающего.
  2. Указание на недостаточность известной информации, указание на неизвестное, на то, что необходимо узнать.
  3. Обозначение области поиска ответа, указание на то, где искать недостающую информацию, на какой основе формировать ответ.

Пример: Вопрос – «За какую политическую партию или блок Вы проголосовали на выборах 12 декабря 1993 года ?» (В качестве ответов предлагается список партий и блоков).

1-ый элемент - известная информация - 12 декабря 1993 г. состоялись выборы, на них были представлены кандидаты от политических партий и блоков. Люди, избиратели, голосовали.

2-ой элемент - указание на неизвестную информацию - за какую политическую партию или блок голосовал тогда респондент.

3-ий элемент - область поиска ответа обозначена конкретно - за какую политическую партию - перечислены партии и блоки. (Область могла быть обозначена по-другому. Могли быть перечислены политические ориентации партий и блоков: революционные, лево-радикальные, право-радикальные, консервативные и т.п.

Вопрос выполняет в анкете и в исследовании в целом ряд функций. В литературе называются разные функции, разное их число. Так, в справочном издании «Социология: Словарь-справочник» (Т.4. - М.,1991. - С.30) называются три функции: индикаторная, коммуникативная, инструментальная.

Вопрос выполняет в анкете и исследовании в целом следующие функции:

1. Познавательная (информационная): через вопрос, ответы на него исследователь получает искомую информацию об изучаемом процессе, явлении, познает их.

2. Индикаторная: вопрос с его ответами выступает в качестве индикатора (показателя), проявляющего свойства (характеристики) изучаемого процесса, явления.

3. Коммуникативная: через вопрос идет общение исследователя и респондента.

4. Интерактивная (функция взаимодействия): через вопрос устанавливается контакт и осуществляется взаимодействие исследователя с респондентом.

5. Измерительная (инструментальная): при помощи вопроса измеряется изучаемое свойство (признак) процесса или явления.

 

Вопрос должен хорошо выполнять эти функции. Поэтому возможно построение системы критериев, которым должен отвечать вопрос, формулируемый в социологическом исследовании: информационные (познавательные), индикаторные, коммуникативные, интерактивные, измерительные (инструментальные).

Другой подход к построению системы критериев - деление критериев на логические (вопрос должен отвечать правилам логики) и социально-психологические (вопрос должен адекватно восприниматься респондентом).

В разработке социологического вопроса существует несколько важнейших проблем, таких как: познавательная задача вопроса (какова она, как перевести исследовательский вопрос на уровень обыденного сознания, как соотносится познавательная задача вопроса с его формулировкой), восприятие вопроса (адекватно ли воспринимается вопрос респондентом, искажается ли получаемая от респондента информация), формулировка вопроса (как следует задать вопрос, как следует спросить, чтобы получить искомую информацию).

В методике соц. исследования сложилось несколько подходов к решению этих проблем. Соответственно, имеется несколько концепций вопроса:

Тестовая (психологическая) концепция. Связана с психологической традицией: подходы к вопросу в психологическом исследовании переносятся на социологический вопрос. Суть: чтобы изучить какое-либо свойство объекта необходимо задать множество вопросов. Все вместе они способны дать представление об изучаемом свойстве. Принципиальным условием является то, что каждый отдельный вопрос и получаемая по нему информация самостоятельного значения не имеют и не подлежат отдельной интерпретации.

Изучаемое свойство может быть охарактеризовано только через учет и анализ ответов по всем вопросам.

Пример1: тесты Айзенка на уровень интеллекта измеряют одно свойство - уровень интеллекта человека. Отдельные вопросы этих тестов не могут измерить уровень интеллекта. Не может быть сделано заключение об уровне интеллекта человека на основании его ответов только на часть этих вопросов. Только все вместе вопросы дают основание сделать вывод об уровне интеллекта.

Пример 2: тест на определение уровня знаний по какому-либо предмету, дисциплине.

Пример 3: для получения данных об уровне информированности респондента по какой-то проблеме не следует задавать вопрос в лоб “Насколько Вы информированы о.........?” Необходимо задать ряд вопросов, которые косвенным путем выясняли бы уровень информированности по данной проблеме. Эти вопросы только в совокупности дают возможность судить об уровне информированности.

Традиционная концепция (информационная): основана на представлении, что полностью совпадает познавательная задача вопроса, его формулировка, восприятие смысла вопроса респондентом и его желание и способность дать ответ. Согласно этой т.зр. каждый вопрос несет искомую информацию, имеет самостоятельное значение. Более того, любой вопрос дает адекватную информацию, в нем нет искажений получаемой от респондента информации. Данная концепция очень уязвима. Ее критики указывают на то, что возможно неадекватное восприятие (неадекватная интерпретация) респондентом вопроса. Т.е. могут возникать “ножницы” между вкладываемым исследователем смыслом, интерпретацией и ответом респондента.

Кроме того, в практике социологических исследований ситуации, когда совпадает исследовательский вопрос и вопрос, задаваемый респонденту, очень редки. Чаще всего это бывает тогда, когда задаются вопросы о фактах, нейтральные по отношению к респонденту.

Индикаторная концепция. Основана на следующих посылках: изучаемые свойства социальных объектов не всегда доступны или чаще всего не доступны прямому наблюдению. Напр., национальное самосознание, ценностные ориентации не могут наблюдаться прямо, их нельзя “потрогать, увидеть”. Эти свойства наблюдаются через так называемые индикаторы (показатели), которые как бы проявляют изучаемые свойства, делают их видимыми, наблюдаемыми. Только через них можно получить представление об изучаемых свойствах. Поэтому вопрос должен задаваться не об изучаемом свойстве, а о других явлениях, которые выступают в качестве индикаторов. Вопрос в таком подходе выполняет, прежде всего, функцию индикатора.

Расширенная информационная концепция. Основная идея сводится к следующему: в вопросе выделяется три элемента - текст вопроса; способ классификации полученного ответа; искомая информация данного вопроса, связь вопроса с изучаемым свойством.

В данной концепции при построении вопроса выдвигается требование контроля адекватности связей между тремя названными элементами. Чтобы вопрос играл роль инструмента исследования, он в целом должен быть надежным (надежна шкала, вопрос в целом.) Вопрос должен быть проверен на надежность.

Общее между всеми концепциями вопроса: все они стремятся выяснить, каковы те условия, те требования, которым должен отвечать социологический вопрос как инструмент получения эмпирической информации; при каких условиях вопрос дает адекватную информацию, каковы возможные источники искажения получаемой информации в вопросе.