Чехия и Словакия в 1990-е гг. – начале XXI в.

Лекция 7.

Кроме общеевропейских объединений Польша активно развивает региональное сотрудничество с центрально-европейскими странами и является членом таких региональных объединений, как Вышеградская четверка, Совет государств Балтийского моря, Центрально-европейская инициатива и др.

ПЛАН:

1. ЧСФР в 1990—1992 гг.

2. Политическое развитие Чешской республики в 1993г. – начале XXI в.

3. Преобразования в сфере экономики в ЧР.

4. Политическое развитие Словацкой республики.

5. Особенности экономики Словакии.

 

События «бархатной революции» привели к политическим изменениям в стране. 10 декабря 1989 г. было сформировано новое коалиционное правительство ЧССР во главе с М. Чалфой. Президентом страны был избран В. Гавел.

Новое правительство разработало программу экономических реформ. Вступил в силу закон о частном предпринимательстве. Осенью 1990 г. был принят закон о реституции, который положил начало «малой приватизации». Закон о ценах вступил в силу в январе 1991 г. Тяжелейшей проблемой, с которой пришлось столкнуться Чехословакии, стала растущая безработица. Возникшие экономические трудности изменили чехословацкую политическую сцену.

На фоне экономических проблем обострился национальный вопрос. Принятый в декабре 1990 г. закон о Чехословацкой федерации дал большую самостоятельность национальным органам, однако это не сняло остроту проблемы. К исторически традиционным взаимным претензиям добавились разногласия по поводу темпов и методов осуществления экономических реформ. На парламентских выборах 1992 г. победу в Чехии одержала выделившаяся из ГФ Гражданская демократическая партия в союзе с христианскими демократами, а в Словакии — Движение за демократическую Словакию, которое выступало за независимость Словакии.

Попытки чешской и словацкой сторон достичь соглашения относительно дальнейшего развития в рамках единого государства не принесли успехов. Стороны договорились о разделе Чехо-Словакии, что было законодательно закреплено Федеральным собранием, подписавшим 25 ноября 1992 г. закон о прекращении существования ЧСФР с 1 января 1993 г.

В 1993 г. была принята новая конституция Чешской Республики (ЧР). Коалиционное правительство возглавил В. Клауса (с 1992 по 1997г.). Закон 1996 г. способствовал более рациональному и эффективному функционированию центральных органов управления.

Господство правых партий пошатнулось в результате досрочных парламентских выборов 1998 г., когда к власти пришла Чешская социал-демократическая партия, а главой правительства стал М. Земан. С 2002 г. новый правительственный кабинет сформировал также социал-демократ В. Шпидла. В 2002 г. президентом страны стал В. Клаус.

Стратегия чешской экономической реформы базировалась на жесткой денежно-кредитной политике, либерализации цен, внешней торговли и валютной политики, быстрой массовой приватизации, создании правовой базы рыночной экономики. Первоначально реформы привели к спаду производства, однако уже с 1994 г. стал наблюдаться его постепенный прирост. Вместе с тем в стране развивалась инфляция и росла безработица.

Финансовый кризис 1997 г. вызвал необходимость определения новой стратегии денежно-кредитной политики. В апреле 1997 г. была принята программа «Коррекция экономической политики и другие трансформационные шаги». Вместе с тем, в Чехии постоянно усиливалось расслоение общества.

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, тяжело отразился на экономике Чехии. За период с января по август 2009 года объем чешского экспорта сократился в среднем за год на 18%, а импорта – на 20,5%. С ноября 2009 года начали расти потребительские цены.

Внешнеполитический курс республики направлен на «возвращение в Европу». Чехия стала членом ООН и Совета Европы. В 1993 г. был подписан договор о дружественных отношениях и сотрудничестве с Россией. Чехия в 1999 г. была принята в НАТО. В мае 2004 г. Чехия стала членом ЕС. Чехия активно участвует в региональных блоках (Центральноевропейская инициатива, Вышеградская группа и др.).

С января 1993 г. Словакия стала парламентской республикой. В феврале 1993 г. президентом страны был избран М. Ковач, а премьер-министром - В. Мечиар. После парламентских выборов 1998 г. к власти пришли либералы. Страна в течение десятилетия прошла три периодаполитической истории: доминирование одной партии (1993—1998 гг.); широкая партийная коалиция — "коалиция коалиций" (1998 — 2002 гг.); неустойчивая праволевоцентристская коалиция (с 2002 г.). На состоявшихся в 1999 г. президентских выборах победу одержал Р. Шустер, с июня 2004 г. – по наст. время ( переизбран в апреле 2009г.) президент И. Гашпарович. Премьер-министр с июля 2006 г. по наст. время – Р. Фицо.

Достаточно болезненными стали для словацкой экономики результаты раздела государства. Остановка убыточных предприятий привела к росту безработицы. Сокращалась государственная поддержка здравоохранения, науки, культуры и образования. Большая приватизация проводилась в отличие от чешской в основном через аукционы и конкурсы.

С 1995 г. правительство В. Мечиара обратило внимание на разработку государственных инвестиционных программ, а также социальное реформирование («Концепция трансформации социальной сферы СР»).

К 2000 г. наметилось оживление хозяйственной деятельности. Частный сектор в стране превышал 70—75 %. Реформы 1999—2000 гг. негативно сказались на социальной сфере, выросла безработица. Вместе с тем с началом XXI в. наблюдался экономический рост в промышленности, торговле, строительстве и сфере услуг. Демократические преобразования в Словакии в силу объективных экономических трудностей и субъективных обстоятельств вызывали в начале XXI в. внутреннюю нестабильность, носили более противоречивый и конфликтный характер, чем в Чехии. Достаточно острой стала проблема этнических и религиозных разногласий.

В связи с мировым кризисом в промышленном производстве снижение в конце 2007 г. наблюдалось во всех секторах, за исключением целлюлозно-бумажной промышленности и производства бумажных изделий, а также в секторе производства электрического или оптического оборудования. Наибольший спад был зафиксирован в секторе производства транспортного оборудования.

В ноябре 2008 г. уровень цен в Словакии увеличился на 4,9%. В 2008г. Словакию кризис коснулся минимально, поскольку в течение последних трех лет ее экономика получила значительные прямые иностранные инвестиции. В 2010 году экономика Словакии постепенно стабилизируется.

После раздела ЧСФР Словакия стала членом ООН, подписала договор об ассоциированном членстве в ЕС. В 2002 г. она была принята в Североатлантический альянс. В 2004 г. вступила в ЕС. Внешняя политика в основном направлена на взаимовыгодное региональное сотрудничество, в первую очередь с Чехией, Венгрией и Россией. В ноябре 2006 г. было подписано межведомственное соглашение о сотрудничестве в области образования. В апреле 2010 года состоялся визит в Словакию президента РФ Дмитрия Медведева.

Дипломатические отношения между Беларусью и Словакией были установлены в январе 1993 года. 7 сентября 2009 г. – встреча в Минске министра иностранных дел Беларуси С. Мартынова и министра иностранных дел Словакии М. Лайчака. Отношения Беларуси и Словакии развиваются на достаточно стабильной основе, уверенными темпами, по всем актуальным направлениям сотрудничества.