Виды полезности. Функция полезности

Подходы к анализу поведения потребителей

Поведение потребителя в рыночной экономике

1. Подходы к анализу поведения потребителей.

2. Виды полезности. Функция полезности.

3. Кривые безразличия, их свойства.

4. Бюджетное ограничение и равновесие потребителя.

 

В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах (комплектах или «корзинах»). Набор благ (товаров и услуг) – это совокупность некоторых благ, совместно потребляемых в данный период времени. Экономические решения при выборе благ для приобретения продиктованы желанием покупателя достичь наибольшей выгоды (удовлетворения, пользы) при имеющихся возможностях (доходах потребителя). Удовлетворение или удовольствие, которое получают потребители от потребления благ называется полезностью.

Существуют следующие подходы к анализу поведения потребителей: кардиналистский и ординалистский.

Кардиналистский (количественный) подход основан на предположении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности (ютилах). Такие оценки имеют индивидуальный, субъективный характер: один и тот же товар может представлять большую ценность для одного потребителя и не представлять никакой – для другого. Поэтому данный подход не предусматривает возможности сравнения и суммирования значений полезности для различных потребителей.

Ординалистский (порядковый) подход концентрирует внимание на приоритетах потребления. От потребителя не требуется измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель мог упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности» (от самых желанных, до наименее привлекательных).

 

Выбор любого потребителя – это анализ трех явлений:

Ø цены P(price) (какие затраты?);

Ø полезности U(utility) (что купить, т.е какие товары и в каком количестве?);

Ø дохода I (income) (какие возможности?).

Центральным вопросом теории рынка и полезности является вопрос о рациональном потребителе. Рациональность – стремление выбрать наиболее предпочтительный для себя набор товаров в пределах своего дохода.

Различают: общую полезность и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – это удовлетворение, которое получают люди от потребления определенного набора единиц товаров (услуги).

Функция общей полезности:

ТU=f(X) или ТU=f (X1, X2,…Xn),

где ТU – общая полезность товарного набора Х;

X1, X2,… Xn – объемы потребления набора благ.

Товар называется неделимым, если его количество выражается целым числом, например, конфеты. Товар называется делимым, если его количество выражается дробным числом, например, сахар, крупа.

Предельная полезность(MU) – это прирост общей полезности товарного набора, при увеличении объема потребления товара на одну единицу.

Если товар неделим, то предельная полезность i-й единицы товара:

MUi = TUi – TU(i-1), где TUi и TU(i-1) – общая полезность «после» и «до» употребления i-й единицы товара.

Если тоар делим, то предельная полезность товара Х:

MU(X) = ∆TU/∆X =TUI(X).

На рис 5.1. показана взаимосвязь общей и предельной полезности.

U
X
TUmax
MU
TU

 


Рис 5.1. Общая и предельная полезность

TUn= MU1+MU2+MU3+…+MUn TU ↑ → MU ¯ (MU>0) TUmax → MU = 0 TU ¯ → MU ¯ (MU<0) При употреблении товара каждая дополнительная единица товара приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие. Причина – психологический характер.

Принцип убывающей предельной полезности (закон насыщения потребностей, 1-й закон Госсена):с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает (TU↑), но одновременно неуклонно убывает предельная полезность (МU¯) .