Эластичность предложения по цене
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по цене и выручка
Общая (валовая) выручка (ТR) – это стоимость проданного товара. Она равна произведению цены товара (Р) на количество проданного товара (Q): ТR=P*Q.
Взаимосвязь изменения эластичности спроса по цене на выручку продавцов от реализации товара представлена на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Эластичность спроса по цене и выручка | Если спрос по цене эластичен |Ep(D)| >1, то снижение цены приведет к увеличению выручки (на отрезке 0<Q<QC). Если спрос с единичной эластичностью (т. С) |Ep(D)| =1, тогда выручка максимальна (при Q=QC). Если спрос по цене неэластичен |Ep(D)| < 1, то снижение цены приведет к падению выручки (на отрезке 0<Q<QB). |
Коэффициент эластичностиспроса по доходу показывает, на сколько изменится спрос на товар при изменении доходов потребителей (DI) на 1%:
.
В зависимости от связи между спросом на товар и доходом (прямая и обратная) коэффициент EI(D) может быть положительным и отрицательным.
EI(D) > 0 означает, что рост дохода вызывает рост спроса (товар качественный – нормальный);
0 < EI(D) < 1 – спрос на товар растет медленнее дохода (товар первой необходимости);
EI(D) < 0 – рост дохода вызывает уменьшение спроса на товар (товар некачественный);
EI(D) > 1 – рост спроса превышает рост дохода и не имеет насыщения (товары роскоши, спрос на которые формируется при определенном уровне дохода).
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара при изменении его цены на 1%:
.
Коэффициент EP(S) всегда положительный, так как по закону предложения взаимосвязь между P и QS прямая. Если при определенном уровне цены товара, значение эластичности:
EP (S) >1, предложение товара эластично.
0 < EP(S) <1, предложение товара неэластично.
EP (S) = 1, предложение товара c единичной эластичностью.
EP (S) = ∞, предложение товара абсолютно эластично.
EP (S) = 0, предложение товара абсолютно неэластично.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы приспособиться к изменению цены товара. При оценке эластичности предложения рассматривается:
- мгновенный период времени – повышение (понижение) спроса (сдвиг кривой D к D1, и наоборот) приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (линия S0) (рис. 4.3);
Рис. 4.3. Влияние фактора времени на эластичность предложения
- короткий период времени – повышение спроса (сдвиг кривой D к D1) обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (линия S1) (рис. 4.3);
- длительный период времени – увеличение спроса (сдвиг кривой D к D1) приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (линия S2) (рис. 4.3).
Задача. Дана функция спроса на товар Х: QX =18 – PX + 2PY. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар Х по цене товара Y, если PX = 4, PY = 3 ден. ед. – сделайте вывод о взаимозависимости двух товаров. Найдите коэффициент эластичности спроса по цене товара Х.
Решение.
1. Найдем объем спроса на товар Х:
QX =18 – PX + 2PY = 18 – 4 + 2*3 = 20 ед. товара.
2. Найдем частную производную функции QX по PY: ∆QX/∆PY = 2.
Рассчитаем коэффициент перекрестной эластичность спроса на товар Х по цене товара Y :
Так как EХ,Y > 0, то товары X и Y взаимозаменяемые.
3. Рассчитаем коэффициент эластичности спроса по цене товара Х, используя точечную формулу:
Так как |Ep(D)| < 1, спрос на товар неэластичен (т.е. изменение цены товара Х на 1% вызывает незначительное изменение объема спроса).