Основные понятия и определения

Этапы развития технологии машиностроения

1929 – 1930 г.г. – накопление отечественного и зарубежного опыта изготовления машин. Издаются первые руководящие и нормативные материалы.

1930 – 1941 г.г. – начало разработки общих научных принципов построения технологических процессов, начало формирования технологии машиностроения как науки в связи с опубликованием в 1933 – 1935 гг. научных трудов профессоров Соколовского А.П., Каширина А.И., Кована В.М., Яхина А.Б. и мн. других.

1941 – 1970 г.г. – отличаются интенсивным развитием технологии машиностроения, формированием научных основ технологической науки. Формируется современная теория точности обработки, разрабатывается расчётно-аналитический метод определения первичных погрешностей обработки и их суммирования.

1970 – 1990 г.г. – широкое использование достижений фундаментальных наук для решения задач технологии машиностроения. Расширяется применение ВТ при проектировании ТП и мат. моделирования процессов механической обработки.

С 1990 – х годов по настоящее время получает дальнейшее развитие вычислительная техника, совершенствуются на ее основе методики исследований, получают дальнейшее развитие автоматизированные производственные системы, осуществляется широкомасштабный переход к «безбумажному» методу проектирования ТП, на базе широкого и повсеместного применения персональных ЭВМ, разрабатываются новые методы управления качеством, основанные на применении систем искусственного интеллекта, способных к обучению и самообучению.

Машина – это механизм или сумма механизмов, осуществляющих целесообразные движения для преобразования энергии или производства работ.

Изделие– это предмет или сумма предметов, подлежащих изготовлению на предприятии.

Деталь – изделие, изготовленное из одного материала без применения сборочных операций (валик, литой корпус). Высокие требования предъявляются к качеству изготовления сопрягающихся и функциональных поверхностей деталей.

Если сопрягающаяся поверхность служит для присоединения данной детали к другим деталям и при этом определяет положение данной детали после сборки, то такая поверхность называется основной базой.

Если сопрягающаяся поверхность служит для присоединения к данной детали других деталей сборочного соединения, то такая поверхность называется вспомогательной базой.

При сборке основные базы одной детали опираются на вспомогательные базы другой. Остальные поверхности детали являются несопрягающимися, свободными. Они часто не обрабатываются.