ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ И ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
Потребительский спрос зависит не только от желаний потребителей, но и от их финансовых возможностей.
Как известно из экономической теории, деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, в этом смысле деньги являются всеобщим эквивалентом. Это безусловное для экономической теории утверждение с точки зрения человеческого поведения имеет более сложный смысл. Для людей с разными взглядами, жизненными ценностями и установками деньги могут иметь разный смысл, и поэтому можно говорить об их не только объективной, но и субъективной ценности. Различия в психологии отношения к деньгам проявляются как в сфере зарабатывания денег, так и в сфере их расходования.
Человек обменивает имеющиеся у него деньги не на товары вообще, а на товары или услуги, необходимые именно ему.
При всем своеобразии способов расходования денег у каждого человека есть бюджетные ограничения — количество денег, которое он может потратить за определенное время. Эти ограничения связаны с уровнем доходов.
Однако, как вы знаете, распределение доходов крайне неравномерно.
Следует учесть, что большинство людей расходуют заработанные или полученные в виде социальных пособий (пенсий, стипендий, пособия по безработице) деньги не только на себя, но и на свою семью. Поэтому обычно говорят не столько об индивидуальном доходе, а об уровне доходов семьи.
При этом следует учесть, что потребитель реально распоряжается не всем своим доходом (его обычно называют совокупный доход), а только его частью, которая образуется после выплаты налогов, ее называют располагаемым доходом.
Все потребители по-разному распределяют свой располагаемый доход, однако в статистическом плане поведение потребителей подчиняется некой общей закономерности. Расходы на еду, жилье и одежду — это первоочередные расходы большинства потребителей. Можно сказать, что это обязательные расходы. Если их вычесть, то остается свободная часть. Ее называют дискретный доход.
Дискретный доход — это часть дохода, предназначенная для расходования на членов семьи и домашнее хозяйство и составляющая сумму, которая остается после обязательных расходов на поддержание удовлетворительного уровня жизни.
Важным фактором, влияющим на динамику потребительского поведения, выступает изменение уровня доходов. В зависимости от уровня дохода меняется и стиль потребления.
В 50-е годы XIX в. немецкий ученый Эрнест Энгель опубликовал данные своих статистических исследований, в которых он показал взаимосвязь между доходами и расходами, т.е. то, как изменение доходов человека влияет на приобретение им различных товаров.
Энгель установил, что при росте доходов доля расходов на питание снижается, доля расходов на жилье и одежду варьируется мало, а доля расходов на удовлетворение прочих потребностей растет.
Какой бы высокий ни был реальный доход потребителя, каждый испытывает на себе сдерживающее влияние бюджета. Именно поэтому потребитель постоянно должен идти на компромисс, выбирая между различными продуктами, стремясь добиться приобретения наиболее удовлетворительного набора товаров.
«Принимая решения, типичный покупатель оказывается в таком же положении, что и золотоискатель, пополняющий свои запасы перед очередным возвращением на прииски и вынужденный из-за условий местности ограничивать свой багаж тем, что может перевезти на спине одного осла. Если он возьмет с собой много чего-то одного, например сушеной фасоли, то ему неизбежно придется взять меньше чего-то другого, скажем, бекона. Его задача заключается в том, чтобы найти такую комбинацию продуктов, которая с учетом пределов, ограничивающих всю совокупность, наилучшим образом отвечала бы его нуждам и вкусам».
При формировании потребительской корзины (набора товаров и услуг), удовлетворяющей потребностям данного конкретного человека, его поведение подчинено двум наиболее общим эффектам: эффекту дохода и эффекту замещения.
Эффект доходапоказывает, как изменяется доход потребителя и его потребительское поведение при изменении цены на товары. Например, цена на огурцы снизилась в два раза, т.е. за те же деньги можно купить в два раза больше огурцов. Значит ли это, что покупатель так и сделает? Вероятно, нет. Скорее всего он будет покупать их примерно в том же количестве. Но если его потребление огурцов останется постоянным, то значит, он сможет израсходовать больше денег на другие товары. Фактически это значит, что он стал богаче.
Эффект замещенияпоказывает, что снижение цены на некий товар при неизменности цены на другие товары делает его более доступным. Человек может увеличить потребление подешевевших огурцов, так как другие овощи не подешевели и, таким образом, стали относительно более дорогими.
Как правило, эти эффекты действуют взаимосвязанно, и в зависимости от специфики товара и особенностей психологии конкретных потребителей может проявляться более сильное действие одного из них.
Итак, мы видим, что реальные доходы человека непосредственно связаны с уровнем цен: чем ниже цены, тем реальные доходы выше, и наоборот (естественно, при неизменности размера денежных доходов).
Как же изменение доходов и цены на конкретный товар влияет на потребительский спрос?