СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА
Внешний контроль
Внутрифирменный контроль (самоконтроль)
Итоговый контроль
Промежуточный контроль
Предварительный контроль
Стратегический внутрифирменный контроль
Цель стратегического контроля РД – установление ее соответствия коммуникативной политике, а также решение коммуникационных и рекламных задач коммуникатора.
Наиболее распространенной формой проведения стратегического контроля маркетинга является маркетинговая ревизия (маркетинг-аудит). Она представляет собой систематизированную критическую и объективную оценку основных целей, маркетинговой среды и маркетинговых функций фирмы.
Рассмотрим «рекламную составляющую» маркетинговой ревизии.
Исследуя действенность рекламы, стимулирования сбыта, паблик рилейшнз, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Каковы основные цели коммуникативной политики фирмы? Как они увязаны с маркетинговой стратегией?
2. Каковы основные цели рекламы?
3. Эффективны ли тематика и тексты рекламных обращений? Что думают о рекламе фирмы ее клиенты и общественность?
4. Достаточно ли продуманно выбираются средства рекламы?
5. Оптимален ли объем расходов на рекламу? Как разрабатывается рекламный бюджет?
6. Эффективно ли пользуется фирма мерами стимулирования сбыта?
7. Есть ли у фирмы хорошо продуманная программа пропаганды?
Как правило, осуществляется на этапе планирования различных видов РД и состоит в оценке полноты и правильности представления в планах основных целей, задач и установок отдельных мероприятий, стоимостных показателей, отображения форм и видов контроля.
Инструмент проведения – предтестирование.
Это текущий контроль за выполнением отдельных мероприятий, нормативов; измерение отдельных достигнутых результатов.
Это комплексный анализ выполнения всех поставленных задач.
Осуществляется силами рекламной или маркетинговой служб фирмы
Осуществляется органами государственного и общественного контроля (правовые органы, налоговые службы и др.)
Первоначально стимулирование сбыта использовалось как вспомогательный инструмент, который считался менее важным по сравнению с рекламой и личными продажами в рамках маркетинговых коммуникаций-микс (комплекса маркетинга: товар, цена, распределение, маркетинговые коммуникации). Сейчас такая точка зрения устарела. Стимулирование сбыта может поддерживать или дополнять другие средства маркетинговых коммуникаций или выступать самостоятельно в качестве основного средства.
Стимулирование сбыта (Sales promotion) представляет собой использование набора инструментов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории* на различные мероприятия в рамках маркетинговой стратегии в целом и коммуникативной стратегии в частности. Стимулирование сбыта может быть направлено на все или на конкретные аудитории, представленные потребителями или распространителями продукции. Торговая аудитория включает в себя розничных и оптовых продавцов, дистрибьюторов и брокеров, работающих в каналах распределения. Так же к торговой аудитории может быть отнесен персонал или другие наемные работники.
Стимулирование сбыта используется в следующих случаях:
1) когда на рынке имеется множество конкурирующих товаров, с практически одинаковыми потребительскими свойствами;
2) для введения на рынок нового товара или выхода фирмы на новый рынок;
3) для поддержания позиции товара, при переходе его жизненного цикла в стадию зрелости;
4) для увеличения осведомленности покупателей о предназначении товара;
5) для оживления упавшего спроса.
Наиболее полно оценить значимость стимулирования сбыта можно, рассмотрев его преимущества и недостатки.
Связь стимулирования сбыта с другими инструментами ИМК
Выше мы указали, что стимулирование сбыта может использоваться совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций. Например, стимулирование участников процесса торговли часто сопровождается личными продажами; реклама может объявить о специальных мероприятиях для покупателей, а стимулирование сбыта может помочь созданию баз данных для последующих программ прямой почтовой рекламы.
В таблице 2 показан синтез различных средств маркетинговых коммуникаций.
Таблица 2 – Сравнение стимулирования сбыта с другими средствами маркетинговых коммуникаций-микс
Критерии | Стимулирование сбыта (sales promotion) | Реклама (advertising) | Взаимоотношения с общественностью (public relations) | Прямой маркетинг (direct-marketing) | Личные продажи |
Временные рамки | Короткий срок | Длительный срок | Длительный срок | Короткий срок | И то, и другое |
Основной побудительный мотив | Как эмоциональный так и рациональный | Эмоциональный | Эмоциональный | Рациональный | Рациональный |
Основная задача | Продажи | Имидж/позиционирование торговой марки | Благоприятное отношение | Продажи | Продажи и взаимоотношения |
Вклад в прибыльность | Высокий | Умеренный | Низкий | Высокий | Высокий |
Усилия по стимулированию сбыта могут быть не всегда очевидны, если стимулирование сбыта используется совместно с другими инструментами маркетинговых коммуникаций, такими как реклама, из-за того, что объединенные усилия создают синергию. Возникающий синергический эффект стимулирования сбыта может стать мощным дополнением к действию маркетинговых коммуникаций.
Стратегия стимулирования сбыта
При формулировании целей стимулирования сбыта необходимо учитывать два фактора:
1) что представляет из себя аудитория;
2) какой подход необходимо применить – активный или реактивный.
В зависимости от рода аудитории могут ставиться разные цели. Стимулирование сбыта предназначается для того, чтобы побудить потребителя к действию, создать мотивацию для торгового персонала и добиться сотрудничества со стороны представителей торговли.
Активные долгосрочные мероприятия предназначены для достижения следующих целей:
- обеспечит дополнительный доход или долю рынка;
- расширить целевой рынок;
- добиться положительного мнения о товаре;
- увеличить ценность товара и состояние торговой марки.
Реактивные мероприятия являются ответом на негативную или краткосрочную ситуацию Они пытаются достичь следующих целей:
- справиться с конкуренцией;
- сократить товарные запасы;
- обеспечить приток наличных средств;
- как вариант, обеспечить выход из бизнеса.
Вспомним, что стимулирование может быть нацелено или на потребителя, или на аудиторию, состоящую из представителей торговли. Стимулирование торговли – это меры по продвижению, направленные на торговлю и торговый персонал; стимулирование потребителя – это меры по продвижению, ориентированные на потребителя. Целевая аудитория диктует как цели стимулирования, так и набор используемых средств стимулирования сбыта.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА
1. Стимулирование сферы в торговле: торговые посредники. Стимулирование сбыта в сфере перепродажи – это стимулирование, направленное на участников процесса торговли, которые занимаются доведение разнообразных товаров до конечных потребителей. Многие из ниже рассмотренных методов способствуют усилению внимания посредников к поддержке продукта:
- предоставление бесплатных партий товара;
- предоставление специальных скидок;
- совместная реклама;
- торговые конкурсы и премии мотивируют к совершению массовых закупок, поощряют определенный уровень закупок, награждают посредника за усилия по продвижению, создают благожелательное отношение (конкурсы реализуются с помощью прямой почтовой рекламы, рекламы для торговли, торгового персонала; премии – с помощью рекламы для торговли и торгового персонала);
Цель данных мероприятий – достижение наибольшего охвата рынка системой сбыта фирмы, сведение на нет усилий конкурентов по стимулированию сбыта и формирование приверженности к фирме представителей и посредников.
2. Стимулирование работников фирмы, занимающихся сбытом:
- денежные премии – дополнительные выплаты за выполнение определенных целей в сфере продаж;
- подарки;
- дополнительные отпуска;
- конкурсы.
Цель данных мероприятий – мотивация персонала, которая направлена на увеличение качества работы и профессионального мастерства.
3. Методы стимулирования потребителей:
- предоставление бесплатных образцов стимулирует пробные покупки, побуждает к увеличению покупок (вложения или приложения к упаковкам, прямая почтовая реклама, журналы, места продаж);
- премии/подарки увеличивают ценность покупки, побуждают к многочисленным покупкам, стимулируют пробные покупки (магазинные подарки, вложения или приложения к упаковкам, доказательство покупки, подарочные упаковки, бесплатные подарки в почтовых отправлениях);
- скидки и цены стимулируют дополнительные и пробные покупки, увеличивают объем единичной покупки (места продаж, СМИ, бонусные упаковки (содержат дополнительное количество бесплатного), объединенные упаковки (предлагают одну или больше единиц товара, продаваемого по сниженной цене по сравнению с обычной ценой за единицу продукции), денежные скидки);
- купоны – легальные сертификаты, предлагаемые производителями и розничными посредниками, позволяющие сэкономить на отдельных товарах в случае предъявления их в месте совершения покупки (торговый персонал, прямая почтовая реклама, газеты журналы, вкладыши в печатных изданиях, приложение к упаковке или вложение в упаковку);
- гарантии возврата денег стимулируют потребителей к совершению пробных покупок и побуждают к неоднократным покупкам (торговый персонал, прямая почтовая реклама, СМИ, вложения и приложения к упаковке);
- продажа в кредит;
- свободные испытания и проверка изделий;
- экспозиции в местах продажи;
- презентации товара;
- конкурсы, лотереи и игры побуждают к неоднократным покупкам, укрепляют образ торговой марки, вызывают энтузиазм (торговый персонал, прямая почтовая реклама, СМИ);
- использование упаковки.
Сильные и слабые стороны стимулирования сбыта
Основная цель стимулирования сбыта – предложение потребителям и участникам процесса торговли (таким как торговые служащие, лица, занимающиеся продажей) «дополнительного стимула» к действию. Стимулирование сбыта способствует увеличению продаж за счет предложения дополнительного краткосрочного стимула, побуждающего к активности. Обычно дополнительный стимул представляется в форме снижения цены, но он может быть предложен и в виде дополнительного количества товара, выплаты наличных, призов, подарков и т.п. Подобная дополнительная мотивация – это именно то, что отличает стимулирование сбыта от других инструментов маркетинговых коммуникаций-микс.
Сильные и слабые стороны стимулирования сбыта
Сильные стороны | Слабые стороны |
Дает дополнительный стимул к действию | Вносит дополнительный беспорядок |
Изменяет соотношение цены и ценности | Может установить ошибочные розничные цены |
Добавляет осязаемую ценность к предлагаемо товару | Некоторые потребители не будут покупать товар, пока нет скидки с цены |
Дает стимул для незамедлительной покупки | Приводит к форвардным покупкам (созданию запасов) со стороны участников торговли |
Добавляет волнения, зрелищности | Допускает мошенническое погашение купонов и воровство подарков |
Стимулирует покупку «на пробу» | Иногда затрудняет сотрудничество |
Стимулирует постоянные или повторные покупки | Может снизить образ торговой марки, создать нечувствительность к брендам |
Увеличивает частоту покупок и/или их объем | |
Развивает торговлю за счет напоминания | |
Способствует поддержке со стороны торговли | |
Создает базы данных |