LV. Грамматический строй речи

Lll. Лексическая сторона речи

Это словарный запас.

Различают пассивный и активный словарь:

- Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.

- Активный словарь – слова используемые ребенком.

Различают:

- номинативный – имена существительные,

- предикативный – глаголы,

- атрибутивный – прилагательные.

Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:

- покажи, где собака (номинативный)

- покажи, кто лечит (предикативный)

- покажи красный шар (атрибутивный)

Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:

- назови кто (что) это? (номинативный)

- скажи, что делает доктор? (предикативный)

- скажи шар какого цвета? (атрибутивный)

 

Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.

1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.

- Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.

- При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.

 

А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:

- образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:

Материал: предметные картинки

стол – столы - наиболее продуктивное окончание

барабан – барабаны

книга – книги - продуктивное окончание

дом – дома - менее продуктивное окончание

стул – стулья

ухо – уши - чередование согласных в основе

лоб – лбы - беглая согласная

человек – люди - слова субституты

ребенок – дети

- образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:

Игра «один-много»

Материал:

стол – столов - наиболее продуктивное окончание

платье – много платьев

кукла – много кукол

дверь – много дверей

ущелье – ущелий

 

- изменение имен существительных по косвенным падежам:

Именительный Кто? Что? (есть)

Родительный Кого? Чего? (нет)

Дательный Кому? Чему? (дам)

Винительный Кого? Что? (вижу)

Творительный Кем? Чем? (горжусь)

Предложный О ком? О чем? (думаю)

 

- употребление существительных с числительными 2 и 5

 

Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)

В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)

Г. Словообразование имен существительных

- образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами

Материал:

дом - домик

стул – стульчик

гриб – грибок

рука – ручка

тарелка – тарелочка

подушка – подушечка

платье – платьице

- образование существительных с суффиксом «инк» - со значением малой части целого

Материал:

виноград – виноградинка

снег – снежинка

бусы – бусинка

- образование существительных с суффиксом «ниц» - со значением вместилища

Материал:

хлеб в хлебнице

сахар в сахарнице

 

- образование существительных с суффиксом «ищ» - со значением величины

Материал:

усы – усищи

глаза – глазищи

 

- образование существительных с суффиксом «щик» - со значением деятеля

Материал:

дрессирует – дрессировщик

 

- образование детенышей животных

Материал:

мышь – мышонок - наиболее продуктивный

лиса – лисенок

медведь – медвежонок - чередование согласных в основе

собака – щенок - слова субституты

корова – теленок

лошадь – жеребенок

овца – ягненок

Д. Словообразование прилагательных

- образование качественных прилагательных

- образование относительных прилагательных

- образование притяжательных прилагательных

 

Е. Словообразование глаголов

- образование приставочных глаголов

 

Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.