LV. Грамматический строй речи
Lll. Лексическая сторона речи
Это словарный запас.
Различают пассивный и активный словарь:
- Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.
- Активный словарь – слова используемые ребенком.
Различают:
- номинативный – имена существительные,
- предикативный – глаголы,
- атрибутивный – прилагательные.
Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:
- покажи, где собака (номинативный)
- покажи, кто лечит (предикативный)
- покажи красный шар (атрибутивный)
Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:
- назови кто (что) это? (номинативный)
- скажи, что делает доктор? (предикативный)
- скажи шар какого цвета? (атрибутивный)
Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.
1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.
- Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.
- При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.
А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:
- образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:
Материал: предметные картинки
стол – столы - наиболее продуктивное окончание
барабан – барабаны
книга – книги - продуктивное окончание
дом – дома - менее продуктивное окончание
стул – стулья
ухо – уши - чередование согласных в основе
лоб – лбы - беглая согласная
человек – люди - слова субституты
ребенок – дети
- образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:
Игра «один-много»
Материал:
стол – столов - наиболее продуктивное окончание
платье – много платьев
кукла – много кукол
дверь – много дверей
ущелье – ущелий
- изменение имен существительных по косвенным падежам:
Именительный Кто? Что? (есть)
Родительный Кого? Чего? (нет)
Дательный Кому? Чему? (дам)
Винительный Кого? Что? (вижу)
Творительный Кем? Чем? (горжусь)
Предложный О ком? О чем? (думаю)
- употребление существительных с числительными 2 и 5
Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)
В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)
Г. Словообразование имен существительных
- образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами
Материал:
дом - домик
стул – стульчик
гриб – грибок
рука – ручка
тарелка – тарелочка
подушка – подушечка
платье – платьице
- образование существительных с суффиксом «инк» - со значением малой части целого
Материал:
виноград – виноградинка
снег – снежинка
бусы – бусинка
- образование существительных с суффиксом «ниц» - со значением вместилища
Материал:
хлеб в хлебнице
сахар в сахарнице
- образование существительных с суффиксом «ищ» - со значением величины
Материал:
усы – усищи
глаза – глазищи
- образование существительных с суффиксом «щик» - со значением деятеля
Материал:
дрессирует – дрессировщик
- образование детенышей животных
Материал:
мышь – мышонок - наиболее продуктивный
лиса – лисенок
медведь – медвежонок - чередование согласных в основе
собака – щенок - слова субституты
корова – теленок
лошадь – жеребенок
овца – ягненок
Д. Словообразование прилагательных
- образование качественных прилагательных
- образование относительных прилагательных
- образование притяжательных прилагательных
Е. Словообразование глаголов
- образование приставочных глаголов
Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.