Фонематическая сторона речи включает

В. Фонематический анализ и синтез

А. Слухопроизносительная дифференциация фонем.

Ll. Фонематическая сторона речи

Орфинская В. К. охарактеризовала 3и функции фонематической системы:

Фонемы противопоставляются по различным признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость и т. д. Такие фонемы называются оппозиционными.

Согласные звуки русского языка противопоставляются по следующим признакам:

-> способ образования (сок – ток -> с – щелевой, т – смычный)

-> по месту образования, то есть по активно действующему органу (банки – санки -> б – губно-губной, с – переднеязычный)

-> по работе мягкого неба – носовые и ротовые

-> по палатализации – твердые мягкие

-> по вокализации – то есть по работе голосовых складок (сонорные и шумные, глухие и звонкие(л, м, н, р, j + мягкие пары всем кроме j – это сонорные))

Б. Смыслоразличительная дифференциация фонем, т. е. соотнесение определенного сочетания фонем со смыслом (кот - ток)

1. Фонематическое восприятие – это умения слышать и различать фонемы. Под фонемой понимается акустическая модель звука. В русском языке 42 фонемы и 33 буквы. Фонематическое восприятие предполагает:

а. Слуховую дифференциацию фонем:

Инструкция: если услышишь звук Схлопни в ладоши (или подними карточку с соответствующей буквой для школьников)

Материал: Р, С, М, К, С.Апозиц.- С, З, Ш, С, Ч, С

б. Слухопроизносительную дифференциацию фонем:

Инструкция: повторяй за мной

Материал: серии из 2х или 3х слогов с оппозиционными согласными: ба – ма (ротовой - носовой),са – за (глухой - звонкий),за – жа (свистящий - шипящий), то – тё (твердый - мягкий), ча – тя – тя, ца – са – са (аффрикаты и их компоненты (ч ->т’, щ’,ц - > т, с))

В качестве материала для развития фонематического слуха используют так же и квазимонимы, отличающиеся одним звуком: каска – кашка, миска – мишка, коса – коза, почка – бочка.

2. Фонематический анализ – это умственное действие, связанное с анализом звукового состава слова. Различают простые и сложные формы фонематического анализа:

а. выделения звука на фоне слова:

Инструкция: слышишь ли ты звук Ш в слове шшшапка (звук произносится логопедом утрировано)

б. выделение звука из слова. Рекомендуется первоначально выделить из слова начальный ударный звук: ооооля, уууутка, ииира, аааня.

в. определение места звука в слове (начало, середина, конец)

Инструкция: где ты слышишь звукСв слове сссанки, в начале или в конце? Для работы может использоваться рамка из 3х квадратиков выложенных в ряд и означающих начало, середину и конец слова. Ребенок вкладывает кружок в нужный квадратик.

По Швачкину Н. Х. щелевые звуки проце выделить из начала слова (сок – нос), а смычные проще выделить из конца слова (кот - сок). Сонорные Л, Р выделяются не зависимо от позиции в слове.

г.определение последовательность звуков в слове:

Инструкция: какой первый звук ты слышишь в слове сссок? Какой звук ты слышишь после С в слове сооок? Какой звук ты слышишь после звука О в словесоК?

д.определение количества звуков в слове (для дошкольников от 3х до 5 звуков)

Инструкция: сколько звуков ты слышишь с слове рот?

Пункты а, б – простые формы фонематического анализа (4-5 лет). Пункты в, г, д – сложные формы фонематического анализа (6 лет).

Фонематический анализ

М – место

П – последовательность

К – количество

3. Фонематический синтез – это умственное действие по сочленению частей в целое, т. е. звуки в слово.

а. составление слова из звуков, данных в ненарушенной последовательности:

Инструкция: послушай звуки и составь из них слова – С, О, К.

б. составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

Инструкция: послушай звуки и составь из них слова – К, С, О.

4. Фонематическое представление – это представление о звуковом составе слова.

а. фонематическое представление с опорой на наглядность:

Инструкция: посмотри на картинки и выбери из них те, в названии которых есть звук Ш.

б. фонематическое представление без опоры на наглядность:

Инструкция: назови слово, в котором есть звук Ш. Можно усложнить задание, заданный звук должен быть в начали, в середине или в конце слова.