Фонематическая сторона речи включает
В. Фонематический анализ и синтез
А. Слухопроизносительная дифференциация фонем.
Ll. Фонематическая сторона речи
Орфинская В. К. охарактеризовала 3и функции фонематической системы:
Фонемы противопоставляются по различным признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость и т. д. Такие фонемы называются оппозиционными.
Согласные звуки русского языка противопоставляются по следующим признакам:
-> способ образования (сок – ток -> с – щелевой, т – смычный)
-> по месту образования, то есть по активно действующему органу (банки – санки -> б – губно-губной, с – переднеязычный)
-> по работе мягкого неба – носовые и ротовые
-> по палатализации – твердые мягкие
-> по вокализации – то есть по работе голосовых складок (сонорные и шумные, глухие и звонкие(л, м, н, р, j + мягкие пары всем кроме j – это сонорные))
Б. Смыслоразличительная дифференциация фонем, т. е. соотнесение определенного сочетания фонем со смыслом (кот - ток)
1. Фонематическое восприятие – это умения слышать и различать фонемы. Под фонемой понимается акустическая модель звука. В русском языке 42 фонемы и 33 буквы. Фонематическое восприятие предполагает:
а. Слуховую дифференциацию фонем:
Инструкция: если услышишь звук Схлопни в ладоши (или подними карточку с соответствующей буквой для школьников)
Материал: Р, С, М, К, С.Апозиц.- С, З, Ш, С, Ч, С
б. Слухопроизносительную дифференциацию фонем:
Инструкция: повторяй за мной
Материал: серии из 2х или 3х слогов с оппозиционными согласными: ба – ма (ротовой - носовой),са – за (глухой - звонкий),за – жа (свистящий - шипящий), то – тё (твердый - мягкий), ча – тя – тя, ца – са – са (аффрикаты и их компоненты (ч ->т’, щ’,ц - > т, с))
В качестве материала для развития фонематического слуха используют так же и квазимонимы, отличающиеся одним звуком: каска – кашка, миска – мишка, коса – коза, почка – бочка.
2. Фонематический анализ – это умственное действие, связанное с анализом звукового состава слова. Различают простые и сложные формы фонематического анализа:
а. выделения звука на фоне слова:
Инструкция: слышишь ли ты звук Ш в слове шшшапка (звук произносится логопедом утрировано)
б. выделение звука из слова. Рекомендуется первоначально выделить из слова начальный ударный звук: ооооля, уууутка, ииира, аааня.
в. определение места звука в слове (начало, середина, конец)
Инструкция: где ты слышишь звукСв слове сссанки, в начале или в конце? Для работы может использоваться рамка из 3х квадратиков выложенных в ряд и означающих начало, середину и конец слова. Ребенок вкладывает кружок в нужный квадратик.
По Швачкину Н. Х. щелевые звуки проце выделить из начала слова (сок – нос), а смычные проще выделить из конца слова (кот - сок). Сонорные Л, Р выделяются не зависимо от позиции в слове.
г.определение последовательность звуков в слове:
Инструкция: какой первый звук ты слышишь в слове сссок? Какой звук ты слышишь после С в слове сооок? Какой звук ты слышишь после звука О в словесоК?
д.определение количества звуков в слове (для дошкольников от 3х до 5 звуков)
Инструкция: сколько звуков ты слышишь с слове рот?
Пункты а, б – простые формы фонематического анализа (4-5 лет). Пункты в, г, д – сложные формы фонематического анализа (6 лет).
Фонематический анализ
М – место
П – последовательность
К – количество
3. Фонематический синтез – это умственное действие по сочленению частей в целое, т. е. звуки в слово.
а. составление слова из звуков, данных в ненарушенной последовательности:
Инструкция: послушай звуки и составь из них слова – С, О, К.
б. составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:
Инструкция: послушай звуки и составь из них слова – К, С, О.
4. Фонематическое представление – это представление о звуковом составе слова.
а. фонематическое представление с опорой на наглядность:
Инструкция: посмотри на картинки и выбери из них те, в названии которых есть звук Ш.
б. фонематическое представление без опоры на наглядность:
Инструкция: назови слово, в котором есть звук Ш. Можно усложнить задание, заданный звук должен быть в начали, в середине или в конце слова.