Коллективная (общинная ) собственность
Общая собственность (свободный доступ) и проблема исчерпания ресурсов
Оглавление
Общественная собственность (открытый доступ).
§ Права собственности не персонифицированы
§ Доступ открыт всем без исключения
§ Субъект, который решает, как использовать ресурсы тот, кто в данный момент получил доступ.
§ Выгоды от использования получает отдельный человек, но издержки по использованию несут все.
§ Гарант – имеющиеся нормы в обществе.
§ Неограниченные возможности использования ресурсов.
§ Самые низкие трансакционные издержки.
Проблема открытого доступа к ограниченным ресурсам обусловлена тем, что каждый из агентов присваивает выгоды от использования ресурсов поодиночке, тогда как бремя издержек, связанных с избыточным использованием, распределяется между всеми агентами вместе. В результате происходит не только размывание ренты, но и избыточная эксплуатация общественного блага («трагедия общественных ресурсов»).
При системе общедоступной собственности доступ открыт всем, но так как предложение большинства ресурсов ограничено, в действие обычно вступает принцип "первым занял, первым воспользовался".
· Наименее эффективна применительно к использованию ресурса. Рациональное использование невозможно.
Пример: ловят рыбу в море, рыбы становится все меньше и меньше.
Люди ловят рыбу, рассчитывая на свою производительность и на то что море – открытый ресурс.
Стратегическая модель решения проблемы: процесс естественного воспроизводства рыбы рассматривается как данность. При истощении ресурса вступает в силу закон предельной производительности ( распределить определенное количество рыбы на рыбака).
Динамическая модель: чтобы шел естественный процесс воспроизводства рыбы, необходимо сохранять в море определенное количество рыбы.
К образованию общественной собственности ведут слишком высокие издержки выделения и охраны частной собственности
Решение проблемы:
· Передача ресурса в частную собственность
· Централизация решений (единоличный правитель, Госплан)
· Установление налогов и квот
· Неформальные правила
Исключительные права собственности и условия их формирования ???
Оглавление
Исключительное право - монополия конкретного лица на выполнение действий определенного рода (обычно связанных с тем или иным идеальным объектом), обладающая ценностью именно в силу своего исключительного характера.
Оглавление
Совладельцы государственной собственности не обладают единоличными исключительными, продаваемыми на рынке правами по использованию ресурса.
Для общей собственности характерны многочисленные неценовые регламентации, служащие суррогатом тех самоограничений, которые были бы введены владельцами в условиях индивидуальной собственности (ограничения на размер плуга, величину ячеек в рыболовных сетях, установление охотничьих сезонов, запрет на отстрел животных до достижения ими определенного возраста и т. д.). Вследствие такого рода регламентаций общая собственность оказывается технически взаимосвязана и переплетена с государственной, потому что обычно именно государство вводит эти ограничения и следит за их соблюдением.
Западные экономисты выделяют несколько важнейших отличий государственной собственности от частной. Причем дело тут не в численности совладельцев: железнодорожная станция, которая "принадлежит" 1000 налогоплательщиков города, и корпорация, которой сообща владеют 1000 акционеров, – разные системы собственности с разными поведенческими последствиями.
1. Главный фактор – неспособность совладельца государственной собственности продать или передать свою долю участия в ней. Более того, никто не может уклониться от обладания ею: Уклониться от совладения железнодорожной станцией можно, лишь переехав в другое место, тогда как держатель акции может продать ее, не покидая города.
2.Отсутствие тесной корреляции между поведением индивидуальных совладельцев государственной собственности и результатами ее использования. Члены общества, следовательно, слабее заинтересованы в контроле за результатами использования государственной собственности.
3. В связи с этим у них меньше стимулов контролировать поведение наемных управляющих (бюрократов), которым делегированы права пользования (говоря конкретнее – меньше стимулов к тому, чтобы в выполнении функций контроля стали специализироваться именно те члены общества, которые обладают сравнительными преимуществами в этом роде деятельности). Вследствие менее эффективного, чем в частных формах, контроля за поведением управляющих у тех появляется больше возможностей злоупотреблять своим положением в личных интересах.
4. Дополнительные проблемы связаны с тем, что "коллективный интерес" сложнее определить и измерить, чем частный: "...бюрократ имеет больше стимулов производить то, в чем, как он думает, нуждается общество, и меньше стимулов производить то, на что общество предъявляет спрос. Мнение бюрократа о том, что общество должно иметь, обычно называют "интересами общества"
Некоторые из этих затруднений не являются специфическими для государственной собственности и в равной мере характерны для любых форм объединения прав нескольких собственников в единый пучок правомочий (партнерства, корпоративная собственность).
Главная проблема, с которой сталкивается групповая собственность во всех ее вариантах, – согласование интересов отдельных участников и группы в целом. Групповая собственность поощряет поведение, выгоды от которого достаются какому-то одному участнику группы, а издержки распределяются среди всех ее членов. И наоборот: она ослабляет стимулы к принятию решений, издержки которых ложатся на кого-то одного, а выгоды делятся между всеми членами группы. Например, "плоды" своего оппортунистического поведения государственный чиновник пожинает сам, тогда как возникающие в связи с этим экономические потери падают на всех членов общества и он в качестве совладельца государственной собственности несет ничтожно малую их часть. Соответственно, усилия какого-либо индивидуума по налаживанию эффективного контроля за деятельностью государственных служащих потребуют от него значительных затрат времени и средств, тогда как участие в дележе выгод от установления такого контроля неизбежно примут все члены общества.
.Итак, совладельцы государственной собственности не могут производить концентрации своего богатства в избранных ими областях (не могут, например, увеличить свою долю "собственности" в здравоохранении, уменьшив свою долю "собственности" в обороне); расщеплять пучки правомочий и специализироваться в реализации частичного правомочия только одного типа; осуществлять действенный контроль за своими агентами.
Имеется богатый фактический материал по сопоставлениям предприятий, находящихся в собственности государства и частных лиц. Он показывает, что государственные предприятия при прочих равных условиях устанавливает более низкие цены на свою продукцию; имеют большие мощности; больше средств тратят на строительство зданий и помещений; используют более капиталоемкие технологии; имеют более высокие операционные издержки; реже пересматривают цены, слабее реагируют на изменения в спросе; производят менее разнообразную продукцию; медленнее осваивают новую технику; имеют более продолжительные сроки службы высших управляющих .
В связи с такими итогами сравнительного анализа альтернативных систем собственности возникают по меньшей мере два вопроса:
а) означает ли это, что государственная собственность всегда и во всех случаях неэффективнее частной;
б) чем объяснить, что в условиях рыночной экономики вообще продолжают существовать подобные очаги неэффективности, не исчезающие в ходе конкуренции?
Коммунальная собственность, черты:
Семейная собственность
- часть ресурсов принадлежит группе А. Чем более группа объединена общими интересами и однородностью членов, тем более она эффективна и устойчива.
- Ниже издержки по защите прав собственности, чем для частной (часть группы специализируется на обеспечении безопасности).
- проблема безбилетника
- разделение π
Недостаток: проблема принятия решений. Достижение целей возможно путем голосования.