Факторы, определяющие спрос и предложение.
Экономическая природа спроса и предложения. Их соотношения.
Ценообразование
Равновесие спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения.
Факторы, определяющие спрос и предложение.
Экономическая природа спроса и предложения. Их соотношения
Тема 13. Соотношение спроса и предложения. Ценообразование.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1,2,4,7,9.10,11,13
ЛИСТ ЗАДАНИЙ
1.Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.
2.Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:
Агробизнес-
многоукладная экономика -
- Подготовить рефераты на темы:
20.АПК и его значение в экономике.
ЛИТЕРАТУРА:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спрос и предложение - неотъемлемые категории рыночного хозяйства.
Спрос - совокупная общественная или рыночная потребность в товарах (услугах), которая обусловлена платежеспособностью и выражена в денежной форме (решение покупателя приобрести товар). Субъект спроса - покупатель.
Предложение - это совокупность товаров с определенными ценами, которую готовы продать производители (количество продукта, которое производитель может доставить на рынок в определенное время и по определенной цене ( решение продать товар).
Экономическая основа органического единства спроса и предложения выплывает из неразрывности процесса воспроизводства экономической жизни (единства фаз производства, распределения, обмена и потребления) и связана с универсальной товарно-денежной формой такого воспроизводства.
Соотношение спроса и предложения отражает конкретные пропорции производства и потребления с учетом стоимостно-ценовой определенности товаров.
Взаимозависимость спроса и предложения не ограничивается приматом производства с точки зрения их первичности-вторичности.
В современных условиях растет влияние спроса. Соотношение совокупного спроса и предложения показывает возможности общественного производства относительно удовлетворения народно-хозяйственных и личных потребностей.
Соотношение спроса и предложения - отправная точка для регулирующей работы рынка.
Факторы формирования спроса и предложения:
I. Объективные - экономические, социальные, демографические.
II.Субъективные - психолого-традиционные, эстетические и природно-климатический фактор - общие неэкономические факторы.
Субъективные (одноименные для спроса и предложения):
-психолого-традиционные - вкусы потребителей, поведение продавца и его отношения с покупателем, местные традиции и принципы воспитания, сила и особенности влияния на каждодневное потребление.
-эстетические - соответствие моде, дизайн (привлекательность внешних факторов), реклама, форма продажи.
-природно-климатические - климат, рельеф и местонахождение, флора и фауна.
Объективные факторы спросы:
- экономические - базовый уровень развития производства и потребностей, средний уровень денежных доходов населения, структура и уровень оптовых и розничных цен, уровень цен родственных товаров и товаров - заменителей, принцип разделения доходов,
- социальные - уровень развития культуры духовных ценностей. Социальная структура общества, образовательный ценз, образ жизни.
- демографические - объем рынка, обусловленного количеством населения, размеры и состав семьи, поло-возрастной состав населения, соотношение городского и сельского населения.
Объективные факторы предложения
- экономические - уровень технического совершенства, механизация, автоматизация, компьютеризация, удешевление и замена компонентов производства, организационно-инфраструктурное обеспечение среды обращения, государственное стимулирование конкуренции и перемещения капиталов.
- социальные - профессионально квалифицированный состав населения, общественная престижность предпринимательства, количество и активность предпринимателей, их экономическая самостоятельность, уровень культуры и специального образования, --- демографические - масштаб и характер привлечения и освобождения рабочей силы, распределение трудоспособного населения по территориям.
Механизм влияния наиболее действенных факторов спроса и предложения положен в основу маркетинга.