Конкуренция
Достоинства и недостатки монополизации хозяйства.
Формы монополистических объединений
1. Картель — соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.
2 Синдикат— объединения с целью организации совместного сбыта продукции.
4.Трест— монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.
5Концерн— монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.
6.Конгломерат— объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.
7.Консорнум - монополистические объединения, поглощающие разноотраслевые предприятия, чтобы избежать колебаний конъюнктуры рынка при кризисе.
Роль монополии в экономике двойственна. Положительная сторона в том, что продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
Отрицательный эффект монополизма состоит в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно- высокой у цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Особенности современной монополизации хозяйства:
- гигантское увеличение монополий и сокращение их доли в общем числе количества предприятий.
-сокращение числа конкурирующих предприятий (США XX в. 1600 автомобильных компаний, конец 80-х - 4 , из которых 3 выпускают 93,9%)
-влияние НТР приводит к уменьшению эффективных размеров предприятия и к усилению конкуренции.
-межнациональный характер монополизации, усиления роли ТНК (1990г. на 600 ТНК в мире приходится от 20 до 25% чистой продукции).
-централизация капитала, сосредоточение его в одних странах. ВСША 1% населения владеет 50% Национального Богатства .
Конкуренция (латинского — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает в различных формах и осуществляется разными способами.
Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).
Она может быть ценовой и неценовой.
Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, или за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Эти виды конкуренции детально исследованы Марксом.
В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: свободной конкуренции и несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой:
- на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами;
- обмен осуществляется стандартизированными и однородными продуктами;
- покупатели и продавцы имеют полную информацию об интересующих их продуктах;
- существует возможность свободного входа и выхода с рынка, а у его участников отсутствуют стимулы для слияния.
Главная черта совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
Несовершенная конкуренция в современном мире преобладает, ее особенности:
- конкуренция в условиях существования монополий
- конкуренция ведется за монополию рынка сбыта, источники сырья, результаты НТП, кредитные ресурсы, квалифицированную рабочую силу.
-конкуренция перемещается из сферы обращения в сферу производства, из отраслевого в межотраслевой уровень.
-расширяется арсенал средств борьбы. Три формы конкурентной борьбы - ценовая, неценовая, неэкономическая (не честная)