Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста
Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются[83]:
· профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;
· сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;
· обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;
· обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;
· обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.
Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно (см. приложение 21). Доказанными факторами риска развития инвалидности являются[84]:
· депрессия;
· курение;
· низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;
· гиподинамия;
· ограничение функции нижних конечностей;
· деменция;
· повышение или снижение ИМТ;
· ухудшение зрения;
· низкая самооценка качества жизни.
Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть[85]:
· артериальная гипертензия;
· нарушения липидного обмена;
· остеопороз;
· сахарный диабет II типа;
· злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.
Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых (табл. 4.8.). Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.
Таблица 4.8. Значимость отдельных коррегируемых факторов риска развития инвалидности у лиц пожилого возраста[86]
Фактор | Риск развития инвалидности для индивидуума | Риск развития инвалидности на популяционном уровне | Возможность предотвращения инвалидности путем воздействия на фактор риска |
Бремя болезни | A | A | B |
Депрессия | A | B | |
Низкая частота социальных контактов | C | B | C |
Гиподинамия | A | B | A |
Ограничение функции нижних конечностей | A | B | B |
Деменция | A | B | |
Повышение или снижение ИМТ | B | B | |
Низкая самооценка качества жизни | B | B | |
Ухудшение зрения | A | B | C |
Примечание:
A, B, C – уровни достоверности доказательств
0 – вопрос не изучался
Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.
Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает[87]. До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.
Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.
По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.
Вопрос для обсуждения
С какими программами укрепления здоровья для лиц пожилого возраста Вы знакомы?
Самостоятельная работа
Представьте, что Вы работаете в районной поликлинике (больнице, диспансере и т.д.). Разработайте наглядные средства для групповых профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста. Обсудите их с преподавателем.
4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента[88]
Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.
Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:
· замедление прогрессирования заболевания;
· уменьшение числа обострений или их тяжести.
Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:
· причина развития заболевания;
· методы восстановления здоровья;
· преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;
· причины развития обострений и прогрессирования заболевания;
· правила самоконтроля при заболевании;
· ограничения по диете;
· рекомендации по физической активности;
· рекомендации по гигиеническим мероприятиям;
· рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;
· профилактика осложнений.
Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:
· ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;
· еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.
Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.
Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.
Вопрос для обсуждения
С какие школы пациентов Вы знаете?
Самостоятельная работа
Представьте, что Вы работаете в районной поликлинике (больнице, диспансере и т.д.). Разработайте программу школы пациента для заболевания, указанного преподавателем. Используйте материалы приложения 22. Обсудите программу с преподавателем.