Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста

 

Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются[83]:

· профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;

· сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

· обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;

· обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;

· обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.

Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно (см. приложение 21). Доказанными факторами риска развития инвалидности являются[84]:

· депрессия;

· курение;

· низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;

· гиподинамия;

· ограничение функции нижних конечностей;

· деменция;

· повышение или снижение ИМТ;

· ухудшение зрения;

· низкая самооценка качества жизни.

Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть[85]:

· артериальная гипертензия;

· нарушения липидного обмена;

· остеопороз;

· сахарный диабет II типа;

· злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.

Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых (табл. 4.8.). Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

 

Таблица 4.8. Значимость отдельных коррегируемых факторов риска развития инвалидности у лиц пожилого возраста[86]

Фактор Риск развития инвалидности для индивидуума Риск развития инвалидности на популяционном уровне Возможность предотвращения инвалидности путем воздействия на фактор риска
Бремя болезни A A B
Депрессия A B
Низкая частота социальных контактов C B C
Гиподинамия A B A
Ограничение функции нижних конечностей A B B
Деменция A B
Повышение или снижение ИМТ B B
Низкая самооценка качества жизни B B
Ухудшение зрения A B C

Примечание:

A, B, C – уровни достоверности доказательств

0 – вопрос не изучался

 

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает[87]. До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

Вопрос для обсуждения

С какими программами укрепления здоровья для лиц пожилого возраста Вы знакомы?

Самостоятельная работа

Представьте, что Вы работаете в районной поликлинике (больнице, диспансере и т.д.). Разработайте наглядные средства для групповых профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста. Обсудите их с преподавателем.

 

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента[88]

Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:

· замедление прогрессирования заболевания;

· уменьшение числа обострений или их тяжести.

Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:

· причина развития заболевания;

· методы восстановления здоровья;

· преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;

· причины развития обострений и прогрессирования заболевания;

· правила самоконтроля при заболевании;

· ограничения по диете;

· рекомендации по физической активности;

· рекомендации по гигиеническим мероприятиям;

· рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;

· профилактика осложнений.

Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

· ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;

· еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.

Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.

Вопрос для обсуждения

С какие школы пациентов Вы знаете?

Самостоятельная работа

Представьте, что Вы работаете в районной поликлинике (больнице, диспансере и т.д.). Разработайте программу школы пациента для заболевания, указанного преподавателем. Используйте материалы приложения 22. Обсудите программу с преподавателем.