Кодирование и обобщение информации.

Группировка, кодирование, отчет, компьютерные программы

Ключевые понятия и термины

Содержание занятия.

Тема 16-17. Технология обработки и анализа эмпирических данных.

 

1. Процедура интерпретаций результатов социологических исследований.

2. Компьютерные программы обработки социологической информации.

3. Подготовка практических рекомендаций.

Анализ получаемых в ходе социологиче­ского исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инстру­ментария, исправления ошибок и отбраков­ки (выбраковки) некачественно заполнен­ных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества запол­нения инструментария разнообразны, подходы здесь неодно­значны. Все зависит от условий работы анкетеров, интервьюе­ров, места опроса и других факторов. Как правило, исследова­тели всегда стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.

Вначале выявляется правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. Например, на во­прос: «Знаете ли вы основные условия, заложенные в трудовом соглашении вашего коллектива с администрацией предприятия?» чаще всего отвечают: «Да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный во­прос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Он остается незаполнен­ным. Если с респондентом работал интервьюер, анкетер, то против этого вопроса должна стоять отметка: «Затруднился отве­тить», «Не знает» и т.п. Тогда становится очевидным, что респон­дент не осведомлен об условиях трудового соглашения. Но если респондент заполнял анкету самостоятельно, то здесь получе­ние однозначного ответа затруднительно. В этом случае альтернативу «Да, знаю» надо зачеркнуть и отметить другую, скорее всего «Нет ответа», «Затрудняется ответить» и т.п. Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете се лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10—15% основных во­просов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа», и ан­кета идет на обработку в ЭВМ.

Более жесткие требования предъявляются к вопросам, ка­сающимся социально-демографических характеристик респон­дентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарий изымается из общего массива. Исключаются из обработки на ЭВМ документы, заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются одно­значному толкованию.

Допущенные к обработке документы нумеруются начиная с № 1 в целях контроля за информации их прохождением. В дальнейшем массивдокументов передается на кодирование. Но перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо зако­дировать открытые вопросы. На каждый открытый вопрос, как правило, составляют не менее пяти шифров-кодов.) Выше уже приводился один из открытых вопросов: «Если знаете, назовите, по­жалуйста». Ответы на этот вопрос могут быть самыми разнооб­разными: от полных, глубоких, обстоятельных до ответов-схем. Шифры-коды должны отражать шкалу интенсивности ответов на открытый вопрос. Обычно кодирование таких ответов про­ходит в два-три этапа. Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения. Затем варианты группируются по смы­словой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваива­ется свой шифр или код.

Кодирование — связующее звено между качественной и ко­личественной информацией. На данной основе и осуществля­ются числовые операции с информацией, введенной в память ЭВМ. Если во время кодирования произойдет сбой, замена или потеря кода, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки первичной информации заключается в се обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Решение о способе обработки инструментария принимается заранее. При опросе 60—70 человек обработку вполне можно провести вручную, на микрокалькуляторе. Если анкета сравнительно невелика (содержит до 20 вопросов), то ручная обработка возможна при наличии 200—350 анкет. Но если в инструментарии более 20 вопросов, тогда предел для ручной обработки — 100—200 анкет. При обработке на ЭВМ результаты отражаются в виде табуляграмм, структура которых зависит от заложенной в ЭВМ программы, поэтому здесь нуж­на помощь программиста.