Научный прогресс, наука, научный потенциал, социология науки, функции социологии науки

Ключевые понятия и термины

Содержание занятия.

1. Социальные функции науки.

2. Научный прогресс и его социальные последствия.

3. Политические, экономические и социальные факторы развития научного потенциала Украины.

Главный интерес социологии науки сосредоточен на изучении, раскрытии особенностей науки как формы и сферы человеческой деятельности. Здесь наука предстает как специфическое производ­ство, качественно отличающееся от всех других видов обществен­ного производства, no-первых, целью. Если целью материального производства выступает создание материальных благ, а искусства; как формы духовного производства — художественных ценностей, то научная деятельность нацелена на производство новых объек­тивных знаний о мире и человеке. Цели науки имеют во многом вероятностный характер. Научная деятельность выделяется из ряда других сфер общественного производства довольно значительной неопределенностью в отношении предвидения научных результа­тов, сроков производства (в том числе и благоприятного или не­благоприятного исхода научной деятельности).

Во-вторых, своими продуктами, результатами научной деятель­ности, доказательствами. Если одни и те же продукты материаль­ного производства создаются тысячами или миллионами, то продук­ты научной деятельности неповторимы. Создание в сфере научного исследования одинаковых единиц знания лишены смысла. Опре­деляющий критерий эффективности науки новизна знаний. Эффективность не в том, что на их производство израсходовано мало средств, а в том, насколько новую информацию о действитель­ности несут знания. В отличие от продуктов материального произ­водства приобретенные знания (если они истинны) не приходят в негодность, а, напротив, подлежат еще большему утверждению, усовершенствованию и развитию.

В-третьих, своими средствами производства. Научное позна­ние как форма духовного производства отличается от других его форм способом отражения действительности. Научное освоение мира начинается тогда, когда сознание раскрывает существенные стороны действительности, отражая их в соответствующей теоре­тической (понятия, категория, законы, теории, гипотезы) и истори­ческой форме. Наука — высшая форма познания мира и благодаря своей особенности способна обслуживать деятельность людей во всех ее сферах. Своеобразны и орудия научной деятельности — инструменты познающего мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстракция и т. д.), а также инструменты научного экспериментирования, то есть материальная техника науки.

Своеобразна и система организации научной деятельности. Во многом она зависит от структуры научного исследования, от логи­ческой расчлененности на информационные процессы. Специфи­чен и субъект научной деятельности, не только потому, что должен быть специально подготовлен, но и в сочетании индивидуального и коллективного начал. Век ученых-одиночек прошел. Им на смену пришли большие научные коллективы. В современных условиях для решения отдельных научных проблем все чаще объединяются усилия ученых различных специальностей. Но коллективный харак­тер труда в современной науке не умаляет роли индивидуальности ученого. Преимущества коллектива бесспорны, когда требуется развивать или реализовывать определенную идею, но сама идея ~ продукт индивидуального творчества, то есть для успешной научной, деятельности необходимо оптимальное сочетание коллективного и индивидуального начал в производстве знаний.

Для более полного раскрытия закономерностей развития науки. важнакратко обратиться к ее истории. Отдельные элементы научных знаний начали формироваться уже в древних цивили­зациях (Шумерская культура, Египет, Китай, Индия). Но напротяже­нии еще многих веков научное знание представляло отдельные, зачастую, не связанные фрагменты, мирно сосуществовало с самыми фантастическими представлениями, не вступая в решительное противоречие нис мифо­логией, ни с религией, оставалось на периферии общественной жизни. Древние знания теоретически не систематизированы, не обобщены, со­храняя мифологическую форму, они не могли быть наукой.

Возникновение науки относят к VI в. до н. Э., когда в Древней Греции появились первые теоретические системы (Фалес, Демокрит), сложились соответствующие условия — благоприятная духовная атмосфера для воз­никновения науки (кризис мифологического мировоззрения, рост оппозиции традиционной религии, дальнейшее накопление научных знаний) и воз­можности для систематического занятия научной деятельностью (отделе­ние умственного труда от физического). Развитие науки продолжается и в средние века, которые не следует воспринимать как некий «провал» в истории человечества. Конечно, развитие достаточно противоречиво, осуществлялось под эгидойцеркви, с ее благословения. Отсюда, с одной стороны, большой вклад ученых-богословов в развитие философии, логики, лингвистики, математики, медицины, оптики, историографии и др. наук, а, с другой,— ожесточенная борьба инквизиции с теми мыслителями, чьи научные изыскания покушались на официальную церковную доктрину, запрещение научных знаний, противоречивших господствовавшей картине мира. Значительно ускорилось развитие науки в эпоху Возрождения, чему способствовало зарождение первых ростков капитализма, развитие торговли и мореплавания, секуляризация общественной жизни. Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Иоганн Кеплер, Парацельс, Джордано Бруно — вот далеко не полный перечень имен выдающихся ученых того .времени, которые внесли огромный вклад в развитие естествознания, науки и целом.

Но подлинный переворот в развитии науки происходит в XVII—XVIII ве­ках, когда она оформляется как социальный институт. Тогда завершается секуляризация общественной жизни, набирают силу последствия промыш­ленной и буржуазной революций, развивающееся капиталистическое производство все настоятельнее нуждается в помощи науки, росте научных знаний. В тот период в Европе организованы первые научные общества и академии, началось издание научных журналов. На рубеже XIX-XX веков наука переживает новый этап развития.