Внутрицеховое подъемно-транспортное оборудование

Компоновка здания.

 

После определения предварительных размеров производственных площадей, необходимых для расположения технологического оборудования, приступают к разработке проекта здания. Компоновка здания для выбранного технологического процесса может быть правильно решена после того, как установленыфункциональные зависимости производственных операцийи отдельныхпомещений между собой. Анализ схемы технологического процесса и выявления связей между производственными помещениями позволяют определить, какие помещения должны быть объединены, а какие – примыкать друг другу. При компоновке здания следует учитывать не только требования производства, но и общие строительные нормы и требования.

Сочетать эти требования позволяет применение объемногопроектирования, т.е. создание макетов.

 

 

Для перемещения внутри цехов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, монтажа и демонтажа технологического оборудования проектом предусматривают подъемно-транспортное оборудование, которое является неотъемлемой частью механизации и автоматизации производственных процессов, направленных на ликвидацию ручных погрузо-разгрузочных работ и тяжелого труда при выполнении основных и вспомогательных производственных операций.

Внутрицеховое подъемно-транспортное оборудование разделяют надва вида: периодического и непрерывного действия.

К первому виду относят подвесные грузоподъемные средства (подвесные краны, электротали), мостовые краны и напольный транспорт (вагонетки, электрокары, автокраны, погрузчики и т. д.); ко второму — конвейеры, рольтанги, шнеки, ленточные транспортеры и т. д.

Подвесные краны (рис. 1а) состоят из несущей балки или легкого моста, передвигающихся с помощью механизмов передвижения по подвесным путям, прикрепленным к конструкции покрытия здания. Грузоподъмность подвесных кранов от 0,25 до 5 т.

Электроталь — специальная тележка, катящаяся по нижней полке двутавровой стальной балки, прикрепленной к стропильной конструкции покрытия здания (балке или ферме). Грузоподъемность электроталей до 5 т (рис. 1б).

Мостовые опорные краны состоят из несущего моста, передвигающегося с помощью механизма передвижения по подкрановым путям, уложенным на консоли колонн (рис. 2). Грузоподъемность мостовых кранов от 1 до 500 т.

Различают мостовые ручные краны, которыми управляют с пола, и мостовые электрические опорные краны, управляемые из подвешенной к несущему мосту кабины крановщика.

Грузоподъемность первых — от 1 до 20 т, вторых — обычно -от 5 до 50 т.

В цехах с интенсивным процессом возможна установка в одном пролете двух кранов и более, причем, как в одном уровне, так и в двух.

 
 

 


Рис. 1. Подвесные краны:

а -двухопорная кран-балка; б — электроталь на монорельсовом пути; 1 — кран-балка; 2— таль; 3 — подвесной путь; 4 —балка или ферма покрытия

 
 

 

 


Рис. 2. Схема расположения путей мостовых кранов:

1 — мост крана; 2 — грузовая тележка крана; 3 — кабина; 4 — подкрановая балка; 5 — вспомогательная балка; 6 — горизонтальная тормозная ферма; 7 — колонна; 8 —ферма покрытия