Бизнес-план фирмы

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы, от которых зависит эффективность производства.

2. В чем заключается сущность процесса планирования деятельности предприятия?

3. Какие виды планирования используются в практической деятельности предприятия?

4. Что представляет собой стратегическое планирование?

5. Каковы особенности долгосрочного планирования?

6. Каковы цели краткосрочного планирования?

7. Какие задачи решаются в ходе текущего планирования?

8. Какова роль календарного планирования?

 

 

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь своих целей и задач, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации. Бизнес-план составляется на 3-5 лет и содержит следующие разделы.

1. Резюме. Этот первый и краткий раздел бизнес-плана содержит общие выводы из последующих разделов. Важность правильного составления резюме заключается в том, что потенциальные инвесторы, а это прежде всего бизнесмены - люди занятые, с первых слов краткого описания предлагаемого проекта должны убедиться в его экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме предельно излагаются:

· сущность проекта: его цели и потенциальная эффективность;

· возможность реализации проекта в конкретных рыночных условиях;

· кто и как будет осуществлять проект;

· источник финансирования проекта;

· потенциальные выгоды от инвестирования в проект: объем продаж, издержки производства и сбыта, норма прибыли, сроки окупаемости и возврата инвестированных средств.

2. Товар (продукция или виды услуг):

· какие потребности удовлетворят предлагаемая к производству продукция и услуги;

· что их выгодно отличает от подобной продукции или услуг, уже имеющихся на рынке;

· какими авторскими правами защищены предлагаемые продукция или услуги;

· какой может быть их цена и насколько она конкурентоспособна;

· какую норму прибыли обеспечит реализация (продажа) продукции или услуг.

3. Рынок сбыта:

· кто является основным потребителем продукции или услуг;

· каким может быть объем сбыта в настоящее время и в перспективе;

· кто является основными конкурентами, объем их продаж, стратегия маркетинга, доходы от реализации;

· какова продукция конкурентов: основные характеристики, уровень качества;

· по какой цене реализуют продукцию или услуги конкуренты, их ценовая политика.

4. Стратегия маркетинга:

· предлагаемая система распределения и сбыта продукции или услуг на внутреннем и внешнем рынках;

· цена реализации и структура ценообразования;

· необходимые мероприятия по рекламе, предлагаемые рекламные средства и структура расходов на рекламу;

· мероприятия по содействию сбыту - паблик релейшнз, дополнительные льготы покупателям, послепродажное обслуживание т.п.

5. Производственная программа:

· где будут производиться продукция или услуги;

· нужно ли создание новых производственных мощностей или можно использовать (переоснастить) действующее предприятие;

· каков оптимальный объем производства на планируемом предприятии;

· какие необходимы инвестиции для достижения оптимальной мощности;

· как будет обеспечено предприятие сырьем, комплектующими изделиями, другими факторами производства;

· какие будут использованы технологии и оборудование;

· будет ли предприятие работать в кооперации с другими предприятиями.

6. Организация производства:

· какова будет организационная схема планируемого предприятия;

· насколько предприятие обеспечено кадрами - перечень имеющихся специалистов и их квалификация, опыт работы;

· каким будет уровень, формы оплаты труда разных категорий работников, включая социальные льготы;

· какова будет технологическая схема предприятия.

7.Организационно-правовая форма предприятия:

· каков правовой статус, форма собственности на планируемом предприятии;

· какими правами будет располагать потенциальный инвестор на предприятии (участие в управлении, владение контрольным пакетом акций, рядовой акционер); кто спонсоры или уже определившиеся инвесторы планируемого предприятия (государственное ведомство или концерн, банк, частное предприятие и т.д.);

· какими правами наделены имеющиеся спонсоры или инвесторы (управления, финансового контроля);

· какими юридическими правами располагает предприятие данной формы собственности (краткое извлечение законодательных норм, регулирующих правовой статус предприятия), какие юридические акты целесообразно совершить потенциальному инвестору для того, чтобы приобрести предлагаемые ему права (совладельца, спонсора, акционера), и какую правовую ответственность это влечет по национальному и местному законодательствам.

8. Финансовый план:

· какой общий объем инвестиций необходим для создания предприятия;

· каковы источники финансирования (выпуск займов, продажа акций, получение банковского кредита, собственные средства инициаторов создания предприятия);

· каковы должны быть структуры финансирования по источникам и видам валют (если планируются инвестиции в иностранных валютах, то по какому обменному курсу их предполагается привлекать);

· на каких условиях будут привлечены финансовые средства для обеспечения потребностей в долгосрочных инвестициях и оборотном капитале.

9. Рентабельность проекта:

· каковы инвестиционные издержки на создание предприятия по их разным видам (инвестиции в основной и оборотный капитал, в инфраструктуру и т.д.) в целом и на единицу продукции;

· во сколько обойдется эксплуатация планируемого предприятия, организация сбыта продукции или услуг;

· каковы могут быть общие доходы от реализации продукции или услуги;

· какие налоги должно платить планируемое предприятие;

· в какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства;

· каков может быть общий объем прибыли данного предприятия, ее норма.