Ход урока

Содержание урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке и желаю вам успешной работы. Устраивайтесь удобнее, и начнем наш урок. Давайте вспомним основные понятия, необходимые нам сегодня на уроке. Работаем в парах сменного состава. Слушают приветствие и инструкцию учителя.
Повторное изучение материала в парах сменного состава Организует деятельность учащихся, по мере надобности корректирует Учащиеся прорабатывают вопрос самостоятельно и обучают по очереди троих учащихся. Вопросы: 1.Что такое реакции замещения? 2.Что такое реакции разложения? 3.Дайте характеристику химического элемента водорода: химический знак, относительная атомная масса, валентность. 4.Дайте характеристику простого вещества водорода: химическая формула, относительная молекулярная масса.
Целеполагание «1. Он в бензине, он в ракете, Оон во всем живом на свете. ШШкольник, парта, бутерброд В- все содержит водород» (Ю. А. Прасолов).   2. Учитель сообщает тему урока. 3.Какова цель нашего урока?    
Учащиеся формулируют обучающие цели урока: научиться давать характеристику водорода, знать его нахождение в природе, способы получения, физические свойства.
  4.Учитель конкретизирует цели урока.  
Изучение нового материала 1. Нахождение водорода в природе. Загадка: «Первый я на белом свете: Во вселенной, на планете, Превращаюсь в легкий гелий. Зажигаю Солнце в небе».   2.Физические свойства водорода.     Учитель задает проблемный вопрос: как собирать водород в пробирку и почему? Какими методами можно собрать водород?   3.Получение водорода. Учитель задает проблемный вопрос: какое сырье для получения водорода в промышленности вы бы выбрали и почему? Учитель объясняет способы получения водорода: а) в промышленности: 1) электролиз воды 2H2O = 2H2↑ + O2↑ 2) конверсия метана CH4 + 2H2O = 4H2 + CO2 3) термическое разложение метана CH4 = 2H2 + C б) в лаборатории: 1) взаимодействие цинка с кислотами Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ Zn + H2SO4 = Zn SO4 + H2↑ 2) взаимодействие натрия с водой 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 Учащиеся работают с текстом учебника и составляют схему нахождения водорода в природе.Учащиеся заполняют правую колонку таблицы, пользуясь учебником:
Агрегатное состояние газ
Цвет бесцветный
Запах нет
Раствори- мость в воде малораство-рим
Молекулярная масса (по сравнению с воздухом) 2 (29)
Температура сжижения -252,80С

 

Смотрят видеофрагменты Единой коллекции ЦОРов: «Нерастворимость водорода в воде, «Мыльные пузыри с водородом».

 

Учащиеся отвечают: держа пробирку отверстием вниз, так как водород легче воздуха.

Водород можно собрать методом вытеснения воды и воздуха.

 

 

Учащиеся отвечают: воду, так как ее много на Земле.

 

 

Учащиеся слушают объяснение учителя, записывают уравнения реакций получения водорода, выполняют лабораторный опыт «Получение водорода взаимодействием цинка и соляной кислоты».

Инструктаж по охране труда при работе с кислотами!

Совершен -ствование ЗУНов Учитель организует самостоятельную работу учащихся по уровням. Во время самостоятельной работы идет индивидуальная работа учителя с учащимися. Вопросы для индивидуальной работы: 1.Дайте характеристику водороду химического элемента. 2.Дайте характеристику водорода простого вещества. 3.Перечислите физические свойства водорода. 4.Охарактеризуйте нахождение водорода в природе. 5.Из чего получают водород в промышленности? 6. Из чего получают водород в лаборатории? 7. Какими способами можно собрать водород? 8.Что такое реакции разложения? 9.Что такое реакции замещения? 10.Запишите уравнение реакции разложения воды. 11.Запишите уравнение реакции между цинком и соляной кислотой. 12.Как нужно собирать водород в пробирку и почему? Учащиеся выполняют самостоятельную работу по совершенствованию ЗУНов. Алгоритм выполнения самостоятельной работы: Изучите информационный лист. Выберите для себя те задания, которые вы будете выполнять. Для получения оценки «3» необходимо выполнить все задания 1 уровня. Для получения оценки «4» - все задания 1 уровня и 1 задание 2 уровня. Для получения оценки «5» - все задания 1 уровня, 1 задание 2 уровня и 1 задание 3 уровня. Вариант 1 1 уровень 1.Мыльные пузыри, наполненные водородом. Понимаются вверх. Объясните это явление.   2.Какой рисунок (а, б или в) правильно показывает собирание водорода? 3.Укажите, когда речь идет о водороде как о химическом элементе и когда как о простом веществе: а) газообразный водород; б) в метане содержится водород; в) водород – горючий газ; г) атом водорода. 4.Подберите коэффициенты в уравнениях реакций получения водорода: а) Mg + HCl → MgCl2 + H2↑ б) K + H2O → KOH + H2↑ в) C + H2O → CO2↑ + H2↑ г) H2O → H2↑ + O22 уровень 1.Вставьте пропущенные формулы в уравнениях реакций: а) … + 2HCl → FeCl2 + …↑ б) 2… + 2H2O → 2LiOH + H2↑ в) CH4 + H2O → CO↑ + … 2.Выберите реакции, в результате которых образуется водород: а) Al + H2SO4 → б) Na + H2O → в) CO2 + H2O → г) H2O → д) CaO + HCl → е) Na + HCl → 3 уровень 1.Рассчитайте, какую массу водорода можно получить при растворении 13 г цинка в соляной кислоте. Вариант 2 1 уровень 1.На каком рисунке (а или б) правильно показан способ «переливания» водорода из одной пробирки в другую? 2.Какой рисунок (а, б или в) правильно показывает собирание водорода? 3.Укажите, когда речь идет о водороде как о химическом элементе и когда как о простом веществе: а) чистая вода содержит 11,1% водорода по массе; б) в верхних слоях атмосферы содержится много водорода; в) водород входит в состав многих органических веществ; г) водород используют для заполнения воздушных шаров и стратостатов. 4.Подберите коэффициенты в уравнениях реакций получения водорода: а) Ca + HCl → CaCl2 + H2↑ б) Li + H2O → LiOH + H2↑ в) CH4 + H2O → CO↑ + H2↑ г) H2O → H2↑ + O22 уровень 1.Вставьте пропущенные формулы в уравнениях реакций: а) … + 2HCl → MgCl2 + …↑ б) 2… + 2H2O → 2KOH + H2↑ в) C + H2O → CO↑ + … 2.Выберите реакции, в результате которых образуется водород: а) Na + HCl → б) SO2 + H2O → в) Na + H2O → г) H2O → д) CuO + HCl → е) Mg + H2SO43 уровень 1.Рассчитайте, какую массу водорода можно получить при разложении 54 г воды.
Домашнее задание Учитель объясняет домашнее задание. Учащиеся записывают в дневник домашнее задание: §25-26, №2, 3, 5 (с. 76); подготовить сообщение «Водород во вселенной».
Рефлексия   Учащиеся выполняют тест с целью выяснения пробелов в усвоении материала, осуществляют взаимоконтроль. Тест: 1.Укажите, какое суждение является правильным: А) полученный водород собирают, держа пробирку вверх дном; Б) полученный водород собирают только методом вытеснения воды. Но не методом вытеснения воздуха. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2.Водород нельзя получить: 1) при разложении воды под действием постоянного электрического тока 2) при взаимодействии цинка с соляной кислотой 3) при взаимодействии меди с водой 4) при термическом разложении метана 3. Водород является продуктом взаимодействия: 1) S + H2O 2) Cu + H2O 3) Zn + HCl 4) C + HCl 4.В промышленности водород не получают из: 1) цинка и соляной кислоты 2) воды 3) метана
Итог урока Учитель выставляет оценки за урок. Учащиеся фиксируют пробелы в усвоении нового материала.

 

Здравствуйте, ребята (музыкальное приветствие). Предлагаю распеться на такой попевке.

 

О чем нам говорит тема урока «В концертном зале»?

Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?

Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки».

Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов.

Распевка – мелодия «Прогулки»

Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!

Вы сегодня пришли такие нарядные, как вы думаете, наверно мы сегодня совершим свое музыкальное путешествие в сказку? Но это наверно чуть попозже. А сейчас я вас приглашаю на выставку музыкальных картин.

 

Послушайте, кого бы могла изобразить эта музыка?

Слушание «Богатырские ворота» М.П. Мусоргский из цикла «Картинки с выставки»

 

Как по характеру звучала музыка? (мужественно, решительно, воинственно)

Давайте, определим динамику произведения (тихая, умеренная, громкая).

В каком темпе? Регистре?

Какой вывод можно сделать? Музыка прозвучала в медленном темпе, мужественно, решительно, в среднем и низком регистре. Кого нам нарисовала музыка?

Богатырей. Откуда мы узнали о подвигах богатырей?

Кто может рассказать о богатырях? Какие они? Называется это произведение «Богатырские ворота» - посмотрите на странице учебника. Модест Петрович своей музыкальной картинкой прославил защитников и “Картинки с выставки”, написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. “Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном: композитор обладал особым мастерством музыкального подражания русским колоколам, и этот вариант – лишь один из многих в его творчестве.

Молодцы, богатыри защищали мир и народ от темных и злых сил.

Исполнение песни «Не отнимайте солнце у детей» Слова В. Попкова, музыка Е. Лучникова (на припеве дети поднимают солнышко и в такт музыки)

Часто в сказках, мы встречаемся с одной очень злой старушкой, которая все время много пакостит и вредничает. Кто страшный над лесом летает с метлой? (Баба Яга)