Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

Русский язык

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Русский язык

Ход урока

Подготовка к сочинению-рассуждению».

Цели урока: познакомить с работами писателей, посвящённых русскому языку; развивать речевые умения и навыки; прививать любовь к родному краю, к малой и большой Родине.

 

1. Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

- Доброе утро! –

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

Доброе утро всем, кто собрался сегодня здесь, в этом классе. Дорогие ребята, день у вас сегодня необычный! Почему? Потому что вместо одного учителя у вас их несколько. В гостях у нас учителя русского языка и литературы. Мы единая команда. А объединяет нас и тема, которой посвящён урок. Мы будем говорить о русском языке.

Итак, какие ассоциации вызывает у вас словосочетание русский язык? Что он значит для вас?

2. Составление кластера.

3. Знакомство с работами писателей, посвящённых русскому языку.

- А что значит русский язык для выдающихся людей России. Давайте вспомним «Стихотворения в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, одно из которых так и называется «Русский язык».

а) чтение стихотворения

- Какие слова из этого произведения мы выписываем в кластер?

У Ивана Сергеевича Тургенева есть хорошо известное вам высказывание. Давайте вспомним его.

- Задумались ли вы над содержанием высказывания? Как вы, восьмиклассники, можете беречь русский язык? (Ответы учащихся).

б) чтение письма из книги «Заветное» Д. С. Лихачёва

- Что значит русский язык в жизни человека по мнению великого академика? Согласны ли вы с тем, что русский язык помогает понять человека, определить уровень воспитанности, культуры? (Ответы учащихся).

Академик Д. С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо».

- О русском языке пишет и рассуждает и Николай Рерих.

в) Чтение текста «Русский язык».