ДИРИЖЕР
Ход урока.
Вступительная часть урока.
«Колокольчик».
Учитель-Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Основная часть урока.
Учитель: - Сегодняшний урок мы посвятим знакомству о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»
Слайд 1
Учитель: -Ребята, что такое оркестр ?
Дети - Оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
Учитель. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.
Слайд № 2
Учитель. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
Учитель - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.
Слайд № 3
Учитель - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Дети - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
Учитель –Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Дети - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
Учитель – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
Учитель - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Дети – Это ударные инструменты.
Учитель - А теперь подробнее рассмотрим эти группы.
1. Струнно-смычковые инструменты:
скрипка, альт, виолончель, контрабас.
( звучание скрипки)
2. Деревянные духовые инструменты:
флейта, кларнет, гобой, фагот.
(звучание флейты)
3. Медные духовые инструменты:
труба, тромбон, валторна, туба.
(звучание трубы)
4. Ударные инструменты:
треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
( звучание барабана)
Загадка:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
Слайд № 4
Учитель - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
-Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
Учитель - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
Учитель – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.
Слайд 5
- Евгений Светланов (1928-2002) –выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);
Слайд 6
- Вероника Дударова (1916-2009)-ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
Слайд 7
- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);
Слайд 8
- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
Учитель - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Слайд 9
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
Учитель - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?
Дети – Думаю, что нет. Потому, что он им показывает какой инструмент когда должен вступить.
Учитель - Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
Физкультминутка
Учитель - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.
Слайд № 10
Но об одном из них хочется сказать отдельно.
Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.
(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».)
- Мы послушаем симфонию Н. А. Римского – Корсакова «Шехерезада», вступление.
Учитель – А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
«Третий лишний».
Учитель - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Труба, валторна, флейта ( деревянная)
Литавры, арфа, тарелки ( струнная)
Скрипка, контрабас, саксофон ( )
Гобой, труба, кларнет ( )
Барабан, скрипка, тарелки ( струнная)
«Жанры симфонических произведений».
Слайд 11
Учитель – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр: концерт, вокализ, песня, симфония, соната, пьеса, сюита, кантата, романс, музыка к опере; былина, музыка к балету, симфоническая сказка, увертюра, музыка к кинофильму.
Заключительная часть урока.
Учитель – Что вы сегодня узнали нового на уроке?
- На какие группы делится симфонический оркестр?
- Кто руководит оркестром?
- С каким композитором мы познакомились на уроке?
- А, что вы ещё узнали на уроке?
-Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично».
- Спасибо за урок. Урок окончен.