ДИРИЖЕР

Ход урока.

Вступительная часть урока.

«Колокольчик».

Учитель-Колокольчик нам поет,

Всех на музыку зовет.

Слышишь тонкий голосок?

Нам пора начать урок.

Динь-дон, динь-дон…

 

Основная часть урока.

Учитель: - Сегодняшний урок мы посвятим знакомству о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Тайны симфонического оркестра»

Слайд 1

Учитель: -Ребята, что такое оркестр ?

Дети - Оркестром называют большую группу музыкантов(12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

Учитель. - Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах.

Слайд № 2

Учитель. - Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.

Учитель - Симфонический оркестр делится на четыре основные группы.

Слайд № 3

Учитель - Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?

Дети - Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

УчительГруппа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Дети - Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Учитель – Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Учитель - А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Дети – Это ударные инструменты.

Учитель - А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

1. Струнно-смычковые инструменты:

скрипка, альт, виолончель, контрабас.

( звучание скрипки)

2. Деревянные духовые инструменты:

флейта, кларнет, гобой, фагот.

(звучание флейты)

3. Медные духовые инструменты:

труба, тромбон, валторна, туба.

(звучание трубы)

4. Ударные инструменты:

треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

( звучание барабана)

 

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это …

Слайд № 4

Учитель - Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

-Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.

Учитель - Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

Учитель – Посмотрите на выдающихся российских дирижеров.

Слайд 5

- Евгений Светланов (1928-2002) –выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);

Слайд 6

- Вероника Дударова (1916-2009)-ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;

Слайд 7

- Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы»);

Слайд 8

- Юрий Башмет ( известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

Учитель - Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в ПАРТИТУРУ (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

Слайд 9

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

Учитель - Как вы думаете? А без дирижера оркестр сможет играть?

Дети – Думаю, что нет. Потому, что он им показывает какой инструмент когда должен вступить.

Учитель - Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

Физкультминутка

Учитель - Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра.

Слайд № 10

Но об одном из них хочется сказать отдельно.

Бросив карьеру морского офицера он всю свою жизнь посвятил музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков во всем мире известен как композитор, дирижер и профессор Петербургской консерватории. Творческое наследие композитора огромно. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» и «Испанское каприччио», многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

(Звучит тема из симфонической сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».)

- Мы послушаем симфонию Н. А. Римского – Корсакова «Шехерезада», вступление.

Учитель – А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.

«Третий лишний».

Учитель - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

Труба, валторна, флейта ( деревянная)

Литавры, арфа, тарелки ( струнная)

Скрипка, контрабас, саксофон ( )

Гобой, труба, кларнет ( )

Барабан, скрипка, тарелки ( струнная)

«Жанры симфонических произведений».

Слайд 11

Учитель – На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые может исполнять симфонический оркестр: концерт, вокализ, песня, симфония, соната, пьеса, сюита, кантата, романс, музыка к опере; былина, музыка к балету, симфоническая сказка, увертюра, музыка к кинофильму.

 

Заключительная часть урока.

Учитель – Что вы сегодня узнали нового на уроке?

- На какие группы делится симфонический оркестр?

- Кто руководит оркестром?

- С каким композитором мы познакомились на уроке?

- А, что вы ещё узнали на уроке?

-Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на «отлично».

- Спасибо за урок. Урок окончен.