Создание установки на анализ произведения.
Время – 10 мин.
Учитель: Скажите, о чем это стихотворение?
Ученики отвечают с места: «О весне», «О надежде», «О том, что придет весна и принесет обновление»…
Учитель: Обратите внимание – у «нашего» стихотворения нет заголовка.
А для чего вообще нужно название стихотворения, повести...?
Ученики рассказывают о том, как выбирается книга в магазине или в библиотеке: когда не знаешь о чем книга, название подскажет.
Учитель:Правильно, название, заголовок служит для выбора: читать или нет (бывает, что человек увидит название главы и перелистнет побыстрее несколько страниц; или, наоборот, броское название заставит прочитать книгу модного автора, а внутри …)
Но вот вы купили книгу; и даже знаете, о чем там будет написано (друзья книгу порекомендовали). Для чего еще служит название?
Ученики должны прийти к мысли, что основные функции названия произведения – в передаче правильного настроя перед прочтением текста,
помощь в более точном понимании произведения - в понимании что важно для самого автора. При затруднении учащихся, учитель дает наводящие вопросы.
Учитель:Почему же Анна Ахматова никак не назвала свое стихотворение? Может она доверяет нам, своим читателям? Ожидает, что мы сами все прочувствуем и поймем? Часто поэты так и поступают.
Откройте учебники на странице 190 и прочитайте стихотворение сами.
Ученики читают стихотворение.
Учитель:Скажите, а какая строка должна сразу настроить нас на нужный лад, как-то заменить название?
Ученики отвечают, что первая. Учитель предлагает ученикам поиграть в редакторов (объяснив их основные функции: проверять и исправлять текст, готовить его к печати), и, как редакторам, озаглавить рассматриваемое стихотворение (Учитель: «вышел такой бюрократический указ – все тексты должны иметь название, а вы как раз готовите к печати новое издание сборника стихов Ахматовой»). Вариантов у учеников немного: весна, приход весны …
Учитель:Да, безусловно, это стихотворение о весне. Но прочтите-ка мне, пожалуйста, первую строку – такую важную, как мы выяснили.
Один из учеников читает вслух: «Перед весной бывают дни такие…».
Учитель:О каком времени года говорится? Весна уже наступила?
Ученики: Нет, еще не наступила.
Учитель подходит к доске, где висят 2 репродукции, 2 разных пейзажа.
На одном - луч света пробивается через тяжелые тучи, расширяющейся дорожкой сходит на сугробы; общая цветовая гамма, не считая золотого луча, - холодные, серые тона.
На другом – яркая картина оживания природы, снега на земле уже немного, видны проталины, все залито светом.
Обратите внимание на эти репродукции; посмотрите какие разные пейзажи, это разные художники (хороший фотограф – тоже художник), а название у них одинаковое, – и пока не скажу какое.
Итак, вы – главный редактор; издается сборник стихов, и вы к этому
стихотворению Ахматовой решили сделать иллюстрацию. Вот вам принесли на стол два варианта, (Учитель пишет над репродукциями номера: 1, 2.) выбирайте наиболее подходящий. Ученики выбирают второй, «солнечный» вариант. Учитель предлагает аргументировать свой выбор с примерами из текста. Ученики читают стих., и говорят, что весеннее настроение картинки под номером 2 соотносится со строчками: «шумят деревья весело – сухие», «и теплый ветер нежен и упруг»;
Учитель: А что вы можете сказать о пейзаже № 1? Может быть он случайно здесь оказался? Какое время года здесь изображено?
Ученики предполагают, что это - зима.
Учитель:Но ведь у этого пейзажа такое же название, как и у № 2. Т. е. обе эти картины, по сути, об одном. Судите сами – вот это название – учитель пишет на доске под репродукциями посередине: «Предчувствие весны». Выдерживает паузу.
И стихотворение это - не о весне, не о зиме, оно о чувстве. И у каждого художника, поэта оно – свое. В поэзии, как и в живописи, по произведению можно обрисовать и автора, его внутреннее состояние, его отношения с миром. Взгляните на картины. Что можно сказать о человеке, «написавшем» пейзаж № 1?
Ученики говорят, что ему грустно. Учитель спрашивает: «грустно оттого что весна наступает?» и «очень ли автор ждет весну?», «хорошо он провел эту зиму?», « каким словом можно назвать его состояние?». Приходят к выводу, что человеку очень плохо; он, наверное, в депрессии или болеет; он очень ждет весну, луч света на картине – весна, которую он уже отчаялся дождаться.
Так же разбирается и вторая «картина». Здесь все наоборот: зима для автора прошла весело и быстро. Но у автора второго пейзажа тоже много надежд на весну, он тоже ждет нового.
Приходим к главному различию: у № 1весна – ожидание света, т. е. счастья; свет, весна – где-то извне. А у № 2 весна – собственное состояние души, т. е. свет, заливающий всю картину, он – внутри человека.
Учитель:Подходит ли полностью какой-то из этих двух вариантов? Наверно нет: много крайностей. Но я думаю, каждый из вас подобрал бы свою картинку к «нашему» стихотворению.
А чтобы все-таки понять, что Анна Андреевна Ахматова хотела сказать, мы с вами перейдем к анализу стихотворения.
6. Анализ произведения.
Время – 18 мин.
Учитель: Стихотворение небольшое – разберем его построчно. Кого называю – выразительно зачитывает одну строчку стихотворения, все вместе ищем литературные приемы, изобразительные средства, которые использовала поэт.
Учитель выбирает ученика, он читает первую строку стихотворения.
1. Перед весной бывают дни такие:
Учитель:Что здесь привлекает наше внимание?
Если ученики затрудняются с ответом, учитель начинает медленно писать на доске: инверсия. Ученики начинают выкрикивать правильный ответ, до того как учитель допишет слово.
Учитель предлагает ученикам игру: найти им, как редакторам, все «неправильности», «вольности», которые позволил себе поэт.
Находят инверсии – дни такие, бывают дни
Дальнейший построчный разбор стихотворения по этому же плану: Назначается чтец, ученики совместно находят изобразительные средства.
2 Под плотным снегом отдыхает луг,
Инверсия и олицетворение - отдыхает луг,
3. Шумят деревья весело-сухие,
Инверсия - Шумят деревья, эпитет - весело-сухие
4. И теплый ветер нежен и упруг
Эпитеты – нежен,упруг
5. И лёгкости своей дивится тело,
Инверсии - лёгкости своей,дивится тело
Олицетворение - дивится тело
6. И дома своего не узнаешь,
Инверсии - дома не узнаешь,дома своего
7. И песню ту, что прежде надоела,
Инверсия - песню ту
8. Как новую, с волнением поешь.
Инверсия - Как новую поешь.
Учитель:Конечно мы с вами знаем, что это никакие не ошибки, что Ахматова специально нарушала порядок слов и сочетала вроде бы не сочетаемое: «ветер упруг». Для чего это делается?
Ученики: для особой выразительности речи.
Учитель пишет на доске: композиция.
Учитель:Рассмотрим композицию стихотворения. Композиция – это построение художественного текста: т. е. как «устроено» произведение: из каких частей состоит, как эти части связаны между собой. Прочитайте стихотворение. На сколько частей его разделите?
Ученики читают и предлагают: одна, четыре, восемь; Учитель дожидается правильного ответа – две; спрашивает почему – две. Должен быть ответ, что в стихотворении 2 предложения, 2 законченные мысли. Учитель наводит на эти ответы.
Учитель:А сколько картин вы можете мысленно нарисовать по этому стихотворению?
Ученики дают разные ответы, но в итоге совместно приходят к выводу, что здесь две картины: описание природы и описание состояния человека.
Учитель:Посмотрите, мы видим, что стихотворение, по сути, - 2 четверостишия. Почему поэт соединил их в один сплошной текст, без пробела, как это обычно делается?
Ученики отвечают, что тема весны соединяет человека с природой, что весна преображает и природу, и человека.
Учитель:Итак, что описывается в первой части, в первом предложении? (Ответ – природа). А что вы можете сказать про второе четверостишие, о ком говорит Анна Ахматова? Если не понимают вопроса, учитель уточняет: Она о себе рассказывает? Ответ учеников: о себе.
Учитель:Какое местоимение можно поставить с глаголами «не узнаешь», «поешь»? Ответ: «ты» - 2 лицо, ед. ч. Прочитайте про себя последнее четверостишье. Про кого эти строки? Ученики читают. Анна Ахматова говорит «ты», она пишет не про себя, а про тебя, - учитель указывает на кого-то из учеников – про тебя – указывает на другого ученика – про вас.
Что бы не происходило в вашей жизни, какова бы не была зима, - учитель подходит к доске с репродукциями, указывая на них, - Весна будет! Для каждого из нас. И будет обновление, как внутреннее, так и внешнее.
Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из стихотворений по пройденной теме: Блока, Есенина или Ахматовой.
Если останется время – ученики выписывают в тетради примеры инверсий, найденных в стихотворении сегодня на уроке.
Если учитель на определенном этапе понимает, что не укладывается по времени, согласно плану; то убыстряет темп прохождения этапа «Анализ, построчный разбор»: сам зачитывает строки, дает наводящие вопросы.