Знакомство с текстом. Чтение произведения.

Краткая биографическая справка об авторе.

Проверка домашнего задания.

Ход урока

Конспект урока литературы

Тема: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

Анна Андреевна Ахматова».

Текстовый материал: стихотворение А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».

6 класс

Учебник: Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / (авт.-сост. В. П. Полухина и др.); под ред. В. Я. Коровиной – 15-е изд. –

М. :Просвещение, 2008.

Тип урока: комбинированный.

Технологический инструментарий: аудиозапись стихотворения, репродукция фотографии А. Ахматовой, репродукции фотопейзажей, учебники, тетради.

Оформление: на доске – прописью стоит число и месяц проведения урока,

ФИО поэта (Анна Андреевна Ахматова),

годы жизни,

название стихотворения.

- репродукция фотографии А. Ахматовой,

- репродукции фотопейзажей.

Цели:

Обучающая:

Дать представление о роли названия (или его отсутствия) в понимании художеств. произведения;

Ввести новое понятие – композиция стихотворен., дать общие сведения; Закрепить - умение определять способы создания поэтических образов;

- знание и умение различать художеств. выразит. средства

(инверсия, тропы: эпитет, олицетворение).

Развивающая:

Научить через анализ стихотворения приходить к пониманию замысла автора, от понимания – к сопереживанию. Новые эмоции должны вызвать интерес к поэзии, к дальнейшему самостоятельному знакомству с ней;

Отрабатывать навык выразительного чтения.

Воспитательная:

Продолжать воспитывать любовное отношение к родной природе; способность увидеть прекрасное в неприметном на первый взгляд;

Воспитывать оптимистический взгляд на жизнь.

 

Время – 10 мин.

Учитель: Перед тем, как продолжить тему «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века», мы с вами вспомним стихотворения, которые уже прошли. Заодно поупражняемся в выразительном чтении. На прошлом уроке мы прикоснулись к творчеству Сергея Есенина, и вам было задано подготовить выразительное чтение одного из двух стихотворений.

По уважительной причине многих на прошлом уроке не было, вы тоже открывайте учебник на странице 189 или 190, прочитайте про себя, послушайте как читают другие - буду вызывать.

Напоминаю что важно при чтении стихотворения:

Не торопитесь! Постарайтесь мысленно нарисовать, увидеть все то, о чем читаете. В любом художественном произведении, а особенно в стихах нет слов неважных, случайных; не надо пробегать по строкам, проглатывая слова, лишь бы поскорее прочитать. Можно убыстрять темп, если нужно передать особое волнение лирического героя.

Не торопитесь; и выделяйте фразовым ударением, (учитель пишет фразовое ударение на доске) ключевые слова - слова, которые передают настроение лирического героя.

Ученики читают вслух с места стихотворения С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». Вначале – кто вызвался сам, читают на выбор стихотворение целиком; затем учитель вызывает тех, кто не был на прошлом уроке, читают указанное учителем стих. по 2 четверостишия.

2. Психологическая подготовка перед новой темой.

Время – 2 мин.

Учитель:Мы с вами уже увидели, как описывают, как чувствуют родную природу поэты А. Блок и С. Есенин. Эти имена вы знали и раньше: мы разбирали и другие их стихотворения. А говорит ли вам что-нибудь имя, написанное на доске? Анна Андреевна Ахматова. Наверняка, вы хотя бы просто слышали… Ведь у нас не так уж и много женщин – поэтов.

Я буду называть Анну Ахматову именно поэтом: она сама очень не любила слово «поэтесса». В этом слове есть что-то искусственное, рождающее несерьезное отношение к женщине – поэту.

В России женская литература (стихи и проза, написанные женщинами) появилась меньше двух веков назад. И мир профессиональной литературы тогда принадлежал мужчинам; поэтому писательниц и поэтесс не воспринимали всерьез, говорили: «Все это женская забава, итог ей – второсортная литература». Если же приходилось признать наличие таланта у пишущей дамы, то всегда делали оговорку: мол, ей, женщине, никогда не сравниться с мужским гением.

Я сейчас обращаюсь к вам, молодые люди. Раньше считалось, что только мужчина, с его умом и способностями, может заниматься литературой. Литература, как и философия, история, учит пониманию природы человека, его поступков, а, соответственно, и жизни в целом. Ну а женщина, как полагали, недостаточно одарена природой, чтобы заниматься таким сложным и важным предметом, как литература.

 

Время – 2 мин.

Учитель: На этой лирической ноте перейдем к Анне Андреевне Ахматовой.

Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число; с красной строки - «Анна Андреевна Ахматова», ниже записываем годы жизни – тысяча восемьсот восемьдесят девятый, тысяча девятьсот шестьдесят шестой.

Дата проведения урока, ФИО поэта, годы жизни поэта – все это заранее написано на доске. Также на доске написана начальная строка стихотворения, которое будет изучаться на уроке, висит портрет А. Ахматовой. Дети записывают в тетрадях.

Учитель: Настоящая фамилия Анны Андреевны – Горенко. Ахматова – это псевдоним, фамилия ее прабабки. Родилась Анна Горенко в дворянской семье в Одессе, а когда ей было два года, вся семья переехала в Царское Село.

 

Время -3 мин.

Учитель: Сегодня тему родной природы в русской поэзии XX века продолжит стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…». Запишите в тетради эту первую строку стихотворения.

В то время как учащиеся записывают название стихотворения, учитель находит и устанавливает нужную аудиозапись.

Учитель: Давайте послушаем.

Учащиеся слушают стихотворение в исполнении профессионального чтеца, музыкальное сопровождение звучит еще некоторое время, закрепляя впечатление.

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.