Работа над закреплением материала.

Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

Домашнее задание

Подведение итогов.

Закрепление.

1. Вместе сделаем задание 2 из раздаточного материала. Здесь приведены выражения и словосочетания; зачитываем каждое по очереди и отвечаем на вопрос: является ли оно фразеологизмом? (С помощью сигнальных карточек: да – зеленый, нет – красный). Без оценок.

 

2. Небольшое самостоятельное задание

Попробуйте найти синонимы и антонимы к фразеологизму «с гулькин нос».

На задание 5 минут. Проверка сразу: отвечает кто-то один (по желанию), все остальные дополняют. Без оценок.

 

- Итак, что же такое фразеологизмы? (опред. выше)

- Чем они отличаются от обычных словосочетаний? (фразеологизм – неделимое словосочетание; его составные части нельзя заменять другими словами; они являются одним членом предложения; их можно заменять одним словом)

- Зачем нужны фразеологизмы? (чтобы добавить речи образность, яркость, эмоциональность)

1. Выбрать один фразеологизм и подготовить письменное сообщение, используя материал из словаря фразеологизмов. К выбранному фразеологизму подобрать синонимы и антонимы.

2. Написать небольшое сочинение (примерно на 10 предложений), активно используя фразеологизмы.

 

Урок второй.

Тип урока:закрепление материала.

Цель урока:закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по данной теме.

Оборудование:учебник (Н.М. Шанский), раздаточный материал.

Ход урока:

1. 4-5 человек зачитают свои доклады по фразеологизмам, остальные – сдадут в письменном виде.

2. Все сдают свои сочинения.

Все задания на оценку.

Фронтальный опрос:

- Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые словосочетания)

- Как определить, что словосочетание является фразеологизмом? (фразеологизм – это неделимое сочетание, если смысл выражения теряется при замене одной из его частей, значит пред нами фразеологизм)

- Как ведет себя фразеологизм в предложении? (является одним членом предложения)

- Является ли выражение «Копейка рубль бережет» фразеологизмом? (нет, так как это – пословица)

- Чем фразеологизмы отличаются от других устойчивых выражений? (пословицы/поговорки – это предложения, содержащие в себе целую законченную мысль, идею)

- Почему фраза «У него дома книг хоть пруд пруди» звучит лучше, чем «У него дома очень много книг»? (фразеологизмы добавляют образности речи)

- «В трех шагах» - это фразеологизм? (нет) Почему? (заменена часть фразеологизма «в двух шагах»)

1. Попробуем составить предложения с фразеологизмами. Я вам называю фразеологизмы, а вы записываете у себя в тетрадке предложения с ними.

Белая ворона

Бить баклуши

Кашу заварить

На седьмом небе

Чистой воды

Скрепя сердце

Душа в пятки ушла

Проверка сразу. Каждый зачитывает по 2-3 своих предложения.

 

2. А сейчас мы разделимся на три варианта.

Первый вариант придумывает фразеологизмы со словом «голова», второй – «глаз», третий – «ноги».

На задание – 5 минут. Проверка сразу. Кто-то один читает свои фразеологизмы, остальные дополняют (так каждый вариант).

 

3. Задание: дополните фразеологизм. Делаем устно. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы его дополняете.

Из пустого… в порожнее

Золотые… руки

Кто в лес… кто по дрова

Лететь… стрелой

Как за каменной… стеной

Без задних… ног

Ждать у моря… погоды

Зарубить себе на… носу

Бросать слова на… ветер

4. Найдите ошибки в использовании фразеологизмов. Назовите правильный фразеологизм и объясните, с чем связаны эти ошибки.

«Он занимает важную роль» («играть роль», ошибка в замене слова «играть» на «занимать»)

«Аристократ от мозга до костей» («до мозга костей», ошибка в расширении фразеологизма)

«Нельзя опускать руки вниз и никому не верить» («опускать руки», ошибка в расширении фразеологизма)

Какой вывод можно сделать, основываясь на этих ошибках? (фразеологизмы также нельзя сокращать, дополнять другими словами)

 

Общее оценивание учеников на уроке: самые активные получают хорошие оценки. За письменные работы (домашние) оцениваются все.

 

5. Попробуйте придумать какую-нибудь коротенькую забавную историю с использованием фразеологизмов (устно). Задание для всех. Спросить до 5-6 человек (самых неактивных). Остальные попробуют найти ошибки в речи (если они будут), связанные с употреблением фразеологизмов (и не только).

На оценку.