Работа над закреплением материала.
Повторение пройденного материала.
Проверка домашнего задания.
Домашнее задание
Подведение итогов.
Закрепление.
1. Вместе сделаем задание 2 из раздаточного материала. Здесь приведены выражения и словосочетания; зачитываем каждое по очереди и отвечаем на вопрос: является ли оно фразеологизмом? (С помощью сигнальных карточек: да – зеленый, нет – красный). Без оценок.
2. Небольшое самостоятельное задание
Попробуйте найти синонимы и антонимы к фразеологизму «с гулькин нос».
На задание 5 минут. Проверка сразу: отвечает кто-то один (по желанию), все остальные дополняют. Без оценок.
- Итак, что же такое фразеологизмы? (опред. выше)
- Чем они отличаются от обычных словосочетаний? (фразеологизм – неделимое словосочетание; его составные части нельзя заменять другими словами; они являются одним членом предложения; их можно заменять одним словом)
- Зачем нужны фразеологизмы? (чтобы добавить речи образность, яркость, эмоциональность)
1. Выбрать один фразеологизм и подготовить письменное сообщение, используя материал из словаря фразеологизмов. К выбранному фразеологизму подобрать синонимы и антонимы.
2. Написать небольшое сочинение (примерно на 10 предложений), активно используя фразеологизмы.
Урок второй.
Тип урока:закрепление материала.
Цель урока:закрепить навыки, полученные на предыдущем уроке по данной теме.
Оборудование:учебник (Н.М. Шанский), раздаточный материал.
Ход урока:
1. 4-5 человек зачитают свои доклады по фразеологизмам, остальные – сдадут в письменном виде.
2. Все сдают свои сочинения.
Все задания на оценку.
Фронтальный опрос:
- Что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые, неделимые словосочетания)
- Как определить, что словосочетание является фразеологизмом? (фразеологизм – это неделимое сочетание, если смысл выражения теряется при замене одной из его частей, значит пред нами фразеологизм)
- Как ведет себя фразеологизм в предложении? (является одним членом предложения)
- Является ли выражение «Копейка рубль бережет» фразеологизмом? (нет, так как это – пословица)
- Чем фразеологизмы отличаются от других устойчивых выражений? (пословицы/поговорки – это предложения, содержащие в себе целую законченную мысль, идею)
- Почему фраза «У него дома книг хоть пруд пруди» звучит лучше, чем «У него дома очень много книг»? (фразеологизмы добавляют образности речи)
- «В трех шагах» - это фразеологизм? (нет) Почему? (заменена часть фразеологизма «в двух шагах»)
1. Попробуем составить предложения с фразеологизмами. Я вам называю фразеологизмы, а вы записываете у себя в тетрадке предложения с ними.
Белая ворона
Бить баклуши
Кашу заварить
На седьмом небе
Чистой воды
Скрепя сердце
Душа в пятки ушла
Проверка сразу. Каждый зачитывает по 2-3 своих предложения.
2. А сейчас мы разделимся на три варианта.
Первый вариант придумывает фразеологизмы со словом «голова», второй – «глаз», третий – «ноги».
На задание – 5 минут. Проверка сразу. Кто-то один читает свои фразеологизмы, остальные дополняют (так каждый вариант).
3. Задание: дополните фразеологизм. Делаем устно. Я зачитываю вам начало фразеологизма, а вы его дополняете.
Из пустого… в порожнее
Золотые… руки
Кто в лес… кто по дрова
Лететь… стрелой
Как за каменной… стеной
Без задних… ног
Ждать у моря… погоды
Зарубить себе на… носу
Бросать слова на… ветер
4. Найдите ошибки в использовании фразеологизмов. Назовите правильный фразеологизм и объясните, с чем связаны эти ошибки.
«Он занимает важную роль» («играть роль», ошибка в замене слова «играть» на «занимать»)
«Аристократ от мозга до костей» («до мозга костей», ошибка в расширении фразеологизма)
«Нельзя опускать руки вниз и никому не верить» («опускать руки», ошибка в расширении фразеологизма)
Какой вывод можно сделать, основываясь на этих ошибках? (фразеологизмы также нельзя сокращать, дополнять другими словами)
Общее оценивание учеников на уроке: самые активные получают хорошие оценки. За письменные работы (домашние) оцениваются все.
5. Попробуйте придумать какую-нибудь коротенькую забавную историю с использованием фразеологизмов (устно). Задание для всех. Спросить до 5-6 человек (самых неактивных). Остальные попробуют найти ошибки в речи (если они будут), связанные с употреблением фразеологизмов (и не только).
На оценку.