III. Работа по теме урока
- Какие ещё правила правописания глагола необходимо знать, чтобы правильно
написать глаголы из Задания 1? (Безударные окончания глагола)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать личное окончание глагола?
(определить спряжение глагола)
- Какие способы определения спряжения глагола вы знаете? (по форме 3 лица
множественного числа, по неопределённой форме)
- Кто затрудняется в определении спряжения глагола?
- Проверим ваши знания.
Задание 2. Сгруппируй глаголы по спряжениям. Работа в парах.
смотрится
I спряжение
успокоятся
готовишь
называются
моешь
II спряжение
гонятся
терпишь
любуются
вертишься
отрежь
Авторская ссылка на задание:
https://docs.google.com/drawings/d/1Bz7zvSbnFFdyAm3af7WYm4P03ThoGjn1FJwkhLpYeOI/edit?hl=ru&pli=1
Готовый продукт. Авторская ссылка на задание
https://docs.google.com/drawings/d/191you9T5OvtDzZf_yUfOCEH_j67CagBBC9KIVMe6wFU/edit
- Проверяем. Фронтальная работа.
Учитель выбирает в блоге работу любой пары, выводит ответы на большой экран.
Класс проверяет. Сигналит. Если есть ошибки – вместе исправляют.
Пример:
Успокоятся (что сделают?) совершенный вид – н.ф. (что сделать?) - успокоиться.
Оканчивается на –ить. Не является глаголом-исключением. Значит, это глагол II спряжения.
- Чья пара выполнила работу без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок?
Оцените работу своей пары в маршрутном листе.
- Зная спряжение глаголов, выполним следующее задание в маршрутных листах
Задание 3. Фронтальная работа
Вставьте пропущенные буквы (е/и) в глаголы 3 л. ед. ч.настоящего времени.
Смотр…тся, готов…т, мо…т, терп…т, верт…тся, успоко…тся,называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.
Проверяем. Учитель читает слова, ученики сигналят карточками «И - Е».
Если есть ошибки - доказывают орфограмму, исправляют.
Пример:
Готовит – пишу безударное окончание –ит , т.к. что это глагол II спряжения.
- Кто выполнил работу без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок
Оцените свою работу в маршрутном листе.
- Какие ещё правила правописания глагола вы знаете? (Не с глаголами пишется
раздельно, кроме слов, которые не употребляются без частицы НЕ).
- Потренироваться в правописании глагола, вовремя найти исправить ошибки
вам поможет тренажёр.
Задание 4. Тренажёр. Работа в парах
Выбери правильный вариант ответа
Авторская ссылка на задание:
http://learningapps.org/display?v=p1zi63uk&preview=1
- Подведём итог. Кто выполнил всё задание без ошибок?
- Кто допустил 1-2 ошибки?
- Кто допустил 3 и больше ошибок?
Оцените работу своей пары в маршрутном листе.
Все вы знаете, что при выполнении любой работы важно не только писать грамотно,
выбирать правильный вариант ответа, но и находить ошибки. Используем свои знания
в следующем задании.
Задание 5 . Работа в группах
Исправь ошибки.
Группа 1. Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит кряхтит медведь лапой
закрываится. Пытаиться снова уснуть.
Группа 2. Выскочил медведь из берлоги. Ревёт по сторонам оглядываится. Тепло. Под снегом
ручеёк бормочит.Птицы поют. Весна пришла!
Группа 3. В начале февраля медведь только повернулся в берлоге и снова сладко заснул.
Проснулся медведь ночью слышет шум. Кто-то бегаит по снеговой крыше берлоги.
Группа 4. Сниться медведю, что он сладкую малину с куста щиплит. А в это время
в берлогу вешняя вода начинаит капать. Холодная. Снеговая.
Итоговый продукт. Авторская ссылка на задание:
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU1OGZyZDNqcGZi
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU1MmRoam1zNmZw
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU2NGQzOGNoeGY2
https://docs.google.com/present/edit?id=0ARmlpCNbMFVKZGM0ZGZqNTRfMTU1NW5tejM0dnA5
- Какие ещё орфограммы встретились при выполнении этого задания?
(Знаки препинания при однородных сказуемых).
- Проверка. Учитель по очереди выводит на экран текст каждой группы.
Представитель группы называет орфограммы, доказывает написание. Класс сигналит.
Примеры:
Закрывается – (что делает?) – несов. вид. Неопределённая форма
(что делать?)- закрываться. Оканчивается на –ать, не является
глаголом-исключением. Значит, это глагол I спряжения. Пишу безударную
гласную – е.
Ревёт, по сторонам оглядывается.
Предложение осложнено однородными сказуемыми (ревёт, оглядывается),
выраженными глаголами, отделёнными запятой.
Оцените свою работу в маршрутном листе.
Все предложения Задания 5 я вынесла на один экран. Прочитайте. Что получилось.
Задание 6. Фронтальная работа
Работа с деформированным текстом.
1. Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит, кряхтит медведь,
лапой закрывается. Пытается снова уснуть.
2. Выскочил медведь из берлоги. Ревёт, по сторонам оглядывается. Тепло. Под снегом ручеёк бормочет. Птицы поют. Весна пришла!
3. В начале февраля медведь только повернулся в берлоге и снова сладко заснул.
Проснулся медведь ночью, слышит шум. Кто-то бегает по снеговой крыше берлоги.
4. Сниться медведю, что он сладкую малину с куста щиплет. А в это время в берлогу
вешняя вода начинает капать. Холодная. Снеговая.
Авторская ссылка на задание:https://docs.google.com/drawings/d/1YUwGb6V3gKtPkPDlmUFlMW8zQqey_GAEKZEY_E2e1GY/edit
- Можно ли данную запись назвать текстом? Почему вы так считаете?
(Нет. Слова и предложения не связаны по смыслу).
- Расставьте в маршрутном листе части в нужной последовательности.
- Проверяем.
В начале февраля медведь только повернулся в берлоге, а потом снова сладко заснул.
Проснулся медведь ночью, слышит шум. Кто-то бегает по снеговой крыше берлоги.
Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит, кряхтит медведь,
лапой закрывается. Пытается снова уснуть.
Снится медведю, что он сладкую малину с куста щиплет. А в это время в берлогу
вешняя вода начинает капать. Холодная. Снеговая.
Выскочил медведь из берлоги. Ревёт, по сторонам оглядывается. Тепло. Под
снегом ручеёк бормочет. Птицы поют. Весна пришла!
Итоговый продукт. Авторская ссылка на задание:
https://docs.google.com/drawings/d/1GudZimF1Adw31mqUaQ5MFO15L8t_EeuKfZkSnSrOupA/edit?pli=1
Ученики рассуждают, доказывают логическую цепочку действий. (Медведь заснул –
проснулся – снова пытается уснуть – видит сон – выскочил из берлоги). Меняют части
текста в режиме online
- Определите тему текста (Как весна медведя разбудила).
- Хотелось медведю просыпаться? Обоснуйте свой ответ (только повернулся – сладко
заснул – ворчит, кряхтит, лапой закрывается – пытается уснуть – видит сон –
выскочил – ревёт).
- Почему же медведю пришлось проснуться? (Таяние снега, пение птиц, журчание
ручья не дают ему спать).
- Определите идею (главную мысль) текста (C приходом весны всё живое просыпается).
- Какое предложение показывает отношение автора к приходу весны?
(Весна пришла! Восклицательное предложение, произносится с особым чувством)
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы работали с этим тестом?
(в природе появились первые признаки прихода весны: смена холодной и тёплой
погоды в дневное время – «зима с весной борется», днём ярко светит солнце,
щебечут птицы – значит скоро природа проснётся от зимнего сна)
- Озаглавьте текст (Весеннее пробуждение. Как весна разбудила медведя).
Один ученик печатает заголовок
- Определите тип текста. Обоснуйте свой ответ. (Текст-повествование.
Происходит смена действий. Первое предложение готовит к развитию действия.
Последнее предложение заканчивает действие. Можно нарисовать несколько
словесных картинок)
- Прочитайте текст ещё раз. Всё ли вас устраивает в языковом оформлении
текста? (часто повторяется слово «медведь»)
- Как можно отредактировать текст? (Ответы детей: заменить слово «медведь»
синонимами и местоимением: мишка, косо лапый, леже бока, он)
Готовый текст:
Как весна медведя разбудила.
В начале февраля медведь только повернулся в берлоге, а потом снова сладко
заснул. Проснулся он ночью, слышит шум. Кто-то бегает по снеговой крыше берлоги.
Наступило утро. Светло стало в берлоге. Ворчит, кряхтит лежебока, лапой
закрывается. Пытается снова уснуть. Снится мишке, что он сладкую малину с куста
щиплет. А в это время в берлогу вешняя вода начинает капать. Холодная. Снеговая.
Выскочил косолапый из берлоги. Ревёт, по сторонам оглядывается. Тепло.
Под снегом ручеёк бормочет. Птицы поют. Весна пришла!
Итоговый продукт (авторская ссылка на задание):
https://docs.google.com/drawings/d/1GudZimF1Adw31mqUaQ5MFO15L8t_EeuKfZkSnSrOupA/edit
- Оцените свою работу в маршрутном листе.
Домашнее задание : подготовиться к в выборочному диктанту текста Задания 6.
Физкультминутка для глаз. См. Приложение 2.