Проблемы решения многокритериальных задач

Классификация многокритериальных задач

Первым признаком, по которому проведем классификацию многокритериальных задач, является характер решаемой МКЗ.

Будем называть дискретными многокритериальными задачами (ДМКЗ) задачи, в которых множество объектов конечно. В задачах этого класса множество многокритериальных объектов в пространстве критериев представляет собой множество дискретных точек. Дискретные МКЗ чаще всего ставятся в экономике и квалиметрии.

Исходными данными для дискретных МКЗ является матрица значений единичных критериев , размерности , строками которой являются объекты (варианты) , а столбцами – критерии .

Второй класс образует непрерывные многокритериальные задачи (НМКЗ), которые формулируются следующим образом.

Имеется объект исследования, характеризующийся параметрами . Требуется определить оптимальные в некотором смысле значения этих параметров с учетом нескольких критериев (целевых функций) . При этом задана область определения параметров и целевые функции ;…; .

Область определения параметров (переменных) задается обычно в виде системы ограничений, например, в многокритериальных задачах линейного программирования – система линейных неравенств.

Таким образом, каждый элемент области характеризуется вектором . Учитывая, что заданы целевые функции, от пространства параметров , можно перейти к пространству критериев , и тогда каждый элемент области будет определяться вектором критериев. Множество объектов задано в виде области определения в пространстве критериев .

Так как непрерывные МКЗ, как правило, возникают при оптимизации параметров сложных объектов, то в литературе их еще называют задачами векторной оптимизации. Одной из задач векторной оптимизации является многокритериальная задача линейного программирования.

Вторым признаком классификации многокритериальных задач является вид требуемого результата решения задачи. По этому признаку выделим следующие классы многокритериаль ных задач:

a. задачи, в которых необходимо выделить из множества объектов один наиболее предпочтительный объект (получить одно наиболее предпочтительное решение). В некоторых случаях может быть выделено не одно, а подмножество экви валентных и наиболее предпочтительных объектов. Постановка задачи выделения наиболее предпочтительного объекта может быть как для дискретных, так и для непрерывных многокрите риальных задач;

b. задачи, в которых необходимо упорядочить многокрите риальные объекты. Постановка многокритериальной задачи в таком виде чаще всего имеет место для дискретных МКЗ, например, упорядочить по предпочтению варианты технических систем, по качеству – образцы продукции;

c. задачи, в которых требуется дать оценку полезности (качества) объектов по шкале интервалов. Другими словами, необходимо построить функцию полезности . Очевид но, что такая постановка задачи может быть как для дискрет ных, так и для непрерывных МКЗ;

d. задачи, в которых требуется выделить подмножество эффективных (конкурирующих) объектов. Такие подмножества называют оптимальными по Парето.

Чтобы говорить об эффективных объектах, необходимо ввести понятие доминируемого объекта.

Определение 1.1.Объект доминирует объект , если по всем критериям предпочтительнее или эквивалентен и хотя бы по одному критерию строго предпочтительнее. Объект называют доминирующим, а – доминируемым.

Если исключить из исходного множества доминируемые объекты, то останутся конкурирующие (эффективные). На рис.1.2 на примере двух критериев дискретной МКЗ выделено подмножество эффективных объектов. В примере принято, что при увеличении и возрастает предпочтение объектов, – доминируемые объекты.

Следует подчеркнуть, что прежде чем решать дискрет ную задачу выделения наи более предпочтительного объ екта, необходимо сначала выделить подмножество эф фективных объектов, так как искомый объект может на ходиться только в этом под множестве.

Для дискретных МКЗ выделение подмножества эф фективных объектов триви ально, так как достаточно исключить из исходного множества доминируемые объекты.

Для непрерывных многокритериальных задач выделение подмножества эффективных объектов является самостоятельной и, следует подчеркнуть, строго математической задачей.

Основная проблема в решении МКЗ заключается в неодно родности пространства критериев, так как единичные критерии измеряются в различных единицах измерения. Поэтому в большинстве методов осуществляется переход от физических единиц к относительным единицам измерения , например, с использованием функций перевода. Процедуры перехода к относительным единицам отличаются в разных методах, поэтому они будут описаны при изложении методов.

Следует подчеркнуть, что проблема однородности простран ства критериев не решается полностью только переходом к относительным единицам, так как сравнить два объекта в про странстве критериев не представляется возможным. Поэтому необходимо также определить важность критериев (коэффициенты относительной важности) .

Коэффициенты задаются ЛПР (или экспертами) и отражают его структуру предпочтений. В некоторых случаях при определении используется информационный подход, суть которого в том, что более информативному критерию придается большее значение .

Например, если некоторый критерий принимает одно и то же значение для всех рассматриваемых объектов (вариантов решений), то естественно считать, что данный критерий не информативен с точки зрения выбора решения, значит, важность такого критерия можно считать малой. В качестве меры информативности критерия рекомендуется использовать:

,

где – среднеквадратическое отклонение значений крите рия, – среднее значение критерия. Чем больше , тем более информативен критерий;

Второй проблемой является агрегирование множества критериев в скаляр. В большинстве методов эта проблема решается тем или иным способом, но в некоторых методах она снимается путем введения определенного принципа выбора наиболее предпочтительного объекта (решения).

В отдельных методах проблемы неоднородности простран ства критериев и агрегирования решаются путем сведения единиц измерения всех критериев к одной. Часто в экономи ческих задачах такой единицей служит денежная единица (рубль). Тем самым стараются свести векторную многокрите риальную задачу к скалярной.

Другой важной проблемой решения МКЗ является оценка доверия к получаемому решению. Дело в том, что при решении задач используется субъективная информация, поэтому у ЛПР возникает недоверие к результату.

Степень доверия к результату может быть оценена через его устойчивость по отношению к субъективным данным, использу емым в методах (коэффициенты, процедуры перехода к относительным единицам и т.д.) Если, например, при измене нии в качестве наиболее предпочтительного выделяется один и тот же объект, т.е. результат устойчив по отношению к ,то доверие к выделенному объекту выше.

Следует особо сказать об исследовании устойчивости результата по отношению к используемым методам решения МКЗ. Так как в каждом из методов используются различные идеи (подходы), то и результаты решения одной и той же задачи разными методами могут отличаться. Если же при использовании нескольких методов выделяется один и тот же наиболее предпочтительный объект, т.е. результат устойчив по отношению к методам, то доверие к полученному решению, конечно, высокое.