Совершенствование планирования в судоремонте.

Основными целями совершенствования ОПП в судоремонте являются сокращение продолжительности и снижение стоимости ремонта судов, максимальная загрузка производ-

ственных мощностей участков.

Реальные планы ОПП представляют собой совокупность планово-учётных единиц, каждая из которых отражает объём работ не более чем по участку. Однако составление производственных планов по таким планово-учётным единицам при существующих методах планирования, без применения технических средств практически не возможно из-за большого объёма вычислений.

Существуют два пути составления оперативных планов: сшивание сетевых моделей ремонта всех судов (заказав) в единую сетевую модель завода; выделение согласно определённым правилам из каждой сетевой модели работ планируемого периода. При этом производится расчёт необходимых ресурсов для выполнения выделенных работ при различных вариантах запуска их в производство, сравнение потребных ресурсов с наличными в цехе и выбор варианта оперативного плана, обеспеченного производственными мощностями и ресурсами.

Исходными данными для решения задачи ОПП в этом случае являются сетевые модели ремонта судов, производственные мощности цехов, выраженные в трудовых ресурсах, калькуляция ремонта судов и наличие материалов.

 

Занятие № 16 – 2 часа.

Практическая работа № 11: « Контроль за выполнением оперативных планов и регулированием хода производства».

- 22 -

 

Занятие № 17. Лекция – 2 часа.

Тема: «Определение стоимости и финансирование ремонта судов. Обнаружение износа и разрушения наружных поверхностей деталей»

Источниками финансирования ремонта судов являются: капитальные вложения во флот; амортизационные отчисления на ремонт флота; средства на ремонт, предусмотренные сметой затрат на эксплуатацию флота; эксплуатационные расходы бассейнов (пароходств).

Стоимость ремонта может быть плановая, ориентировочная, сметная и отчётная.

Плановую стоимость ремонта определяют исходя из опыта ремонта однотипных судов, умножая известную трудоёмкость ремонта на стоимость среднего нормо-часа ( по данным завода).

Ориентировочная стоимость определяется по ремонтным ведомостям заказчика укрупнено для уточнения объёма ремонта и приведение его объёма к плановому лимиту.

Сметную стоимость рассчитывают калькулированием дефектовочных актов и ремонтных ведомостей. При определении сметной стоимости на типовые изделия пользуются прейскурантами.

Отчётная стоимость ремонта судов, отражающая фактическме затраты предприятия, определяется путём внесений по объёмам ремонтных работ в сметную калькуляцию, если эти изменения имели место в течении производственного процесса.

Особенности ценообразования в судоремонте состоит в том, что определение цены в каждом конкретном случае производится суммированием стоимости ремонтных работ, найденных по прейскурантам и дефектовочным актам. Разница между отпускной ценой и заводской себестоимостью судоремонтных работ характеризует прибыль предприятия – важнейший финансовый показатель деятельности СРП.

 

Обнаружение износа и разрушения наружных поверхностей деталей.

Под дефектоскопией понимают совокупность ряда методов контроля состояния материалов или изделий на отсутствие в них дефектов, недопустимых по условиям эксплуатации.

 

Визуальные методы – позволяют обнаруживать, как правило, поверхностные дефекты. дефектация выполняется невооружённым глазом или с помощью оптических приборов (луп, микроскопов и т.д.).

 

Измерение износа методом искусственных баз. Этот метод применяется в тех случаях, когда необходимо получить эпюру линейных износов по всей поверхности деталей. Если на поверхности детали вырезать углубление определённой геометрической формы, то после заданного времени работы механизма по изменению размеров выреза и углубления можно рассчитать величину износа поверхности в этой точке. Размер углубления должен быть достаточно малым, чтобы не отражаться на работе поверхности.

 

Измерение износа с помощью радиоактивных изотопов. С помощью рассмотренных ранее методов дефектоскопии можно установить наличие дефектов, их расположение, размеры и только приблизительно, сравнивая результаты последовательных дефектаций, оценить скорость изнашивания. Кроме того, дефектация, как правило, требует вывода устройства из эксплуатации. С помощью же радиоактивных изотопов можно изучить износ действующих механизмов и его скорость, получать данные о прирабатываемости и количестве металла, унесённого маслом с трущихся поверхностей.

Сущность метода заключается в сообщении исследуемому материалу или детали радиоактивности путём облучения всей детали, нанесения слоя радиоактивного материала электролитическим осаждением или введения изотопа в деталь в виде вставок.

- 23 -

 

Самостоятельная работа № 10: « Рассмотреть источники финансирования ремонта судов. Необходимость дефектации для безаварийной работы объекта».

Занятие № 18. Лекция – 2 часа.

Тема: «Выявление отклонений размеров и формы деталей с помощью технических измерений. Выявление нарушения сплошности металлов.»

Технические измерения при ремонте позволяют установить отклонения в результате износа и деформации формы и размера детали от заданных чертежом. Измеряя зазоры между сопряжёнными поверхностями, определяют техническое состояние узла и скорость изнашивания деталей.

Технические измерения выполняются с помощью штатных контрольно-измерительных приборов в условиях эксплуатации и с помощью специальных приборов и устройств в период ремонта. Рассмотрим несколько типовых для судоремонта операций дефектации с помощью технических измерений.

Проверка плоскостности поверхностей. Плоскостность можно оценивать качественно и количественно. Качественная оценка производится на поверочных плитах по методу «пятен на краску»: плиту покрывают специальной краской, после чего проверяемую поверхность несколько раз передвигают по плите в различных направлениях. По величине окрашенной поверхности судят о её плоскостности. Количество пятен краски подсчитывают на кадрате размером 25 мм. Чем больше пятен краски на квадрате, тем качество поверхности выше.

 

Для количественной оценки неплоскостности применяются поверочные линейки. Неплоскостность оценивается по результатам измерений зазоров h между линейкой и поверхностью с помощью пластинчатого щупа с точностью до 0,01 мм.

 

Измерение цилиндрических и конических поверхностей. Наружные цилиндрические поверхности измеряют с помощью микрометром и штангенциркулей, а внутриние с помощью нутромеров.