В УСЛОВИЯХ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ЭКИПАЖЕЙ ПО ТО И Р СТС

 

В основе технического обслуживания СТС в условиях эксплуатации судна лежат два принципа: непрерывность и дифференцированность. Насколько это возможно, больший объем работ по ТО, включая классификационные освидетельствования, проводится непрерывно в процессе эксплуатации. Номенклатуру, периодичность и объем работ по ТО назначают по каждому агрегату отдельно в зависимости от его надежности.

Наиболее современным методом является ТО судовых технических средств по состоянию с контролем основных параметров. При этом предусматриваются непрерывный или периодический контроль и измерение параметров, определяющих техническое состояние судовых механизмов, устройств и конструкций, с целью поддержания заданного уровня надежности их эксплуатации и более полного использования ресурсов конкретных объектов. По результатам контроля принимают решения о дальнейших режимах работы определенных узлов, вырабатывают мероприятии по ТО, прогнозируют сроки ближайших и перспективных работ по ТО и ремонтов.

Основу метода ТО судовых технических средств по состоянию составляет техническое диагностирование (ТД) являющееся источником получения необходимой (и достаточной, достоверной) информации о техническом состоянии наблюдаемых объектов. От уровня диагностирования зависят глубина и качество (объектив­ность) оценки технического состояния объектов.

На основании прогноза технического состояния механизмов и устройств устанавливают сроки проведения ТО и ремонта на период до следующей проверки значений параметров. На основании информации об изменении контролируемых параметров корректируют установленные сроки. Переход к диагностическому обслуживанию позволяет сократить объем работ по ТО примерно на 30%.

При техническом обслуживании и ремонте "по расписанию", бывшим основным на флоте до недавнего времени и продолжающим действовать на судах по объективным причинам (невозможность ТД многих СТС), основным источником информации о техническом состоянии (ТС) судовых технических средств и конструкций судов (СТС и К) являются годовые и рейсовые отчеты судовых механиков, а также данные о моторесурсе механизмов. Сроки и объемы работ по ТО и Р регламентируются планами-гра­фиками. План-график технического обслуживания и ремонта разрабаты­вается (или корректируется) научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями или судовым экипажем (по усмотрению судовладельца) и утверждается начальником СТЭФ судоходной компании. Он ведется ответственными за заведования и контролируется старшим механиком. Контроль со­стояния, техническое обслуживание и ремонт совмещаются в пла­не-графике с освидетельствованиями судовых технических средств и конструкции с учетом сроков по учетному листу и плану непре­рывного освидетельствования Регистра. План-график работ по ТО с отметками об их выполнении служит основным отчетным документом судовой администрации о ремонте судна без вывода из эксплуатации. Он является долгосрочным планом проведения осмотрово-ремонтных работ на период эксплуатации судна без вывода на заводской ремонт. По нему составляют оперативные планы выполнения осмотровых и ремонтных работ по каждому элементу судовых конструкций и технических средств.

Периодичность выполнения работ устанавливается по заводским инструк­циям, действующим нормативным документам и рекомендациям службой ТЭФ судовладельца.

Однако при этом не учитываются особенности различия меха­низмов и систем, режимы их эксплуатации и действительное ТС. В результате часто производятся разборки вполне рабо­тоспособных механизмов, т. е. выполняется трудоемкая и малоэффективная работа. Известно, что каждая неоправданная разборка ведет к нарушению приработок и ухудшению ТС. В то же время из поля зрения выпадает оборудование, действительно нуждающееся в ТО и Р. Внедрение «Комплексной системы технического обслуживания и ремонта судов», включающей кроме вышеперечисленных двух методов и метод ТО по «отказам» позволит избежать перечисленных недостатков.

Касаясь метода ТО по «отказам» следует подчеркнуть, что он применим только к механизмам, мало значащим по безопасности мореплавания и жизнедеятельности человека в судовых условиях.

Реально необходимые сроки проведения, объем ТО и Р можно определить при наличии объективной информации о механизмах, системах и конструкциях судна.