Матричные игры без седловой точки
В данном классе игр нижняя цена игры строго меньше верхней .
Введем понятие смешанной стратегии. Смешанная стратегия – комбинация чистых стратегий с вероятностями выбора :
; .
Оптимальная смешанная стратегия: .
Для любой матрицы можно определить оптимальную смешанную стратегию: такую, что выигрыш участника , определяемый в соответствии с выражением:
,
будет в интервале (для участника это проигрыш ).
Теорема о минимаксе.В матричной игре без седловой точки существует точка равновесия такая, что выигрыш участника находится в интервале , и оптимальные решения для участников находятся из условий:
для – из условия ,
для – из условия ,
– цена игры.
Доказательство теоремы будет рассмотрено далее.
Определение 2 (активные стратегии). Активные стратегии для участника – это те стратегии из множества чистых , для которых .
Утверждение 1.Если участник придерживается оптимальной смешанной стратегии, то его выигрыш не зависит от стратегии участника в пределах активных стратегий участника .
Доказательство. Пусть участник придерживается оптимальной смешанной стратегии, а – произвольной смешанной. Тогда выигрыш участника равен:
.
Пусть – выигрыш участника , если участник придерживается чистой стратегии , и одновременно – проигрыш для участника , тогда
. (2.1)
Поскольку чистая стратегия не является оптимальной стратегией для участника , то , где – цена игры.
Запишем (2.1) с учетом этого неравенства:
.
С учетом, что получаем нестрогое неравенство . Но так как участник B осуществляет выбор на множестве активных стратегий, а – оптимальная стратегия для A, то не может быть больше . Следовательно .
2.3.1. Решение матричных игр 2´2
Каждый из участников имеет по две чистые стратегии. Матрица выигрышей для A имеет вид:
.
Элементы матрицы таковы, что , т.е. седловой точки нет.
В качестве решения игры необходимо получить смешанные стратегии .
На основе доказанного выше утверждения для оптимальной стратегии участника будет выполняться следующее тождество:
.
Учитывая, что :
.
Откуда получим
, (2.2)
. (2.3)
Для определения также составим уравнение:
;
; (2.4)
. (2.5)
Цена игры (выигрыш для участника) будет равна:
.
Для того чтобы решения (2.2), (2.3), (2.4), (2.5) были положительными числами (вероятностями), необходимо, чтобы для элементов матрицы выполнялись следующие неравенства:
или .
Пример задачи. Правила игры. Каждый из участников имеет две чистые стратегии:
– выбрать число 1,
– выбрать число 2.
Если сумма у двух участников окажется четным числом, то выигрыш составит эту сумму. Если же сумма окажется нечетной, то выигрывает участник .
Данные правила отражены в следующей платежной матрице:
.
Найдем оптимальные смешанные стратегии для каждого из участников
Для участника решением будет:
Цена игры равна:
Поскольку , выигрывает участник В; из этого можно сделать вывод, что правила игры несправедливы.
Отметим, что при выборе участником В оптимальной смешанной стратегии его выигрыш не будет зависеть от действий противника. Это следует из утверждения 1, поскольку у участника А обе чистые стратегии активные.
Графическая интерпретация решения игры 2´2. Построим зависимость выигрыша участника от (рис. 2.1),
где –выигрыш участника А, если участник придерживается чистой стратегии , – если участник придерживается чистой стратегии .
Приравняв g1 и g2, получим оптимальное значение , которое соответствует , т.е. максимизировал свой выигрыш.
Теперь рассмотрим решение игры с позиции участника . Построим зависимость его проигрыша от (рис. 2.2),
где – проигрыш участника В, если участник придерживается чистой стратегии , – если участник придерживается чистой стратегии .
Оптимальное значение получается из условия , т.е. он минимизирует проигрыш.
2.3.2. Решение матричных игр 2´m графоаналитическим методом
Если участник имеет 2 чистые стратегии, а – чистых стратегий, то матрица выигрышей для имеет вид:
.
Построим зависимость выигрыша участника от при чистых стратегиях участника:
.
Оптимальное находим из условия (рис. 2.3). Найденному соответствуют две чистые стратегии участника , которые будут для него активными. Таким образом, игру сводим к игре .
Если несколько прямых пересекаются в одной точке, то нужно брать две стратегии, которые имеют более острый угол, это обеспечит более устойчивое решение.
Пример. Дана платежная матрица, необходимо найти оптимальные смешанные стратегии:
.
Строим зависимость от :
|
нове й инженерно-физический институт (государственный книверситет), 2007. принципу .
Переходим к матрице - и рассчитываем оптимальные и :
. Решением игры для участника В является:
2.3.3. Решение матричных игр n´2 графоаналитиским методом
Участник имеет чистых стратегий, а – 2 чистые стратегии, платежная матрица имеет вид:
.
Построим зависимость проигрыша участника от при чистых стратегиях :
.
Оптимальное находим из условия , после чего выделяем две активные стратегии для участника и переходим к игре .
2.3.4. Решение матричных игр n´m
Задана – матрица выигрышей для игрока . Необходимо найти оптимальные смешанные стратегии: