Динамика (жизненный цикл) семьи
Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 г. Э.Дюваллем и Р.Хилом.
8 стадий развития семьи(по Э. Дюваллю):
0 – вовлечение (встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу)
1 – супружеские пары без детей. Задачи стадии:
- сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов;
- урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями;
- войти в круг родственников.
2– появление детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии:
- адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенца;
- организация семейной жизни, удовлетворяющей родителей и детей.
3– семья с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии:
- адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию;
- преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.
4– семья с детьми – младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13 лет). Задача стадии:
- присоединение к семьям с детьми школьного возраста;
- побуждение детей к достижению успехов в учебе.
5– семья с подростками (старшему ребенку - от 13 до 20 лет). Задачи стадии:
- установление в семье равновесия между свободой и ответственностью;
- создание кругов интересов у родителей, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.
6– уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии:
- ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки (брак, переезд, работа);
- сохранение духа поддержки как основы семьи.
7– средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию). Задачи стадии:
- перестройка супружеских отношений;
- поддержка родственных связей со старшим и младшим поколением.
8– старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задача стадии:
- адаптация к уходу на пенсию;
- решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни;
- сохранение семейных связей и адаптация к старости.
При переходе от стадии на стадию семья переживает закономерные кризисы развития. Они называются нормативные(когда количество переходит в качество).
В цикле развития семьи возможны также стадии регрессии и фиксации, когда семья дальше не двигается, а фиксируется на той стадии, на которой она не смогла пережить кризис.
Переходные периоды(с одной стадии на другую):
0 – 1 – взятие на себя супружеских обязательств;
1 – 2 – освоение супругами родительских ролей;
2 – 3 – принятие факта появления в семье ребенка;
3 – 4 – включение детей во внешние социальные структуры, детские учреждения;
4 – 5 – принятие факта, что ребенок стал подростком;
5 – 6 – экспериментирование семьи независимостью подростка;
6 – 7 – уход детей из семьи: супруги сталкиваются с необходимостью остаться одни;
7 – 8 – принятие факта ухода на пенсию, старость.
Ухаживание у людей зависит от 2 – х факторов:
- фактора времени;
- фактора риска.
Наибольшее число предбрачных знакомств у мужчин приходится на возраст 24 года, у женщин на 17 лет.
Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.
Э.Фромм утверждает, что цель брачного поведения мужчин и женщин заключается в том, чтобы быть любимым, чтобы возбудить чувство любви к себе.
Известна следующая статистика по предбрачному знакомству. Молодые люди знакомятся:
· 36,7% - в местах отдыха и проведения досуга;
· 31% - по месту учебы или работы;
· 9% - живут на одной улице или в одном доме, знакомы с детства;
· 8% - познакомились на улице или в транспорте.
Оптимальный строк добрачного периода составляет 2 года. Первый год – процесс влюбленности, интереса, а второй – возникают конфликты, влюбленные приспосабливаются к недостаткам друг друга; процесс обдумывания.
К добрачным факторам риска относят:
- ранний возраст брачующихся, ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;
- поздний возраст (на Западе: для мужчин 40 – 45 лет, для женщин 30 – 35 лет);
- превышение возраста жены относительно возраста мужа;
- наличие у жены более высокого образования;
- городское происхождение;
- гетерогенность статуса (например, она – командир танковой дивизии, а он – воспитатель детского сада);
- социально – демографическая разница в происхождении;
- отсутствие братьев и сестер у жены;
- отсутствие сестер у мужа;
- неустойчивость отношений до брака;
- отрицательное отношение родителей к браку;
- слишком короткий или слишком длительный период знакомства;
- неоптимальные мотивы вступления в брак;
- добрачная беременность;
- наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.
Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке:
o высшее образование у мужчин;
o оптимальный возраст вступления в брак;
o оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 до 3 лет);
o «теплые» отношения до брака;
o сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);
o наличие ролевых ожиданий и их совпадение и согласованность;
o наличие общих друзей будущей семейной пары;
o согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.
Три модели выбора спутника жизни:
1. Модель фильтров.
2. Модель максимизации выгоды
3. Модель дополнительности.
Три вида мотивации на брак:
o Мотивация на сам факт брака.
o Мотивация на определенный тип брака.
o Мотивация на определенного человека.