Динамика (жизненный цикл) семьи

Понятие «цикл развития семьи» было использовано впервые в 1948 г. Э.Дюваллем и Р.Хилом.

8 стадий развития семьи(по Э. Дюваллю):

0 – вовлечение (встреча будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу)

1супружеские пары без детей. Задачи стадии:

- сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих супругов;

- урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать родителями;

- войти в круг родственников.

2появление детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии:

- адаптация к присутствию ребенка, забота о правильном развитии младенца;

- организация семейной жизни, удовлетворяющей родителей и детей.

3семья с детьми дошкольниками (возраст старшего ребенка – от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии:

- адаптация к основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их развитию;

- преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

4семья с детьми – младшими школьниками (возраст старших - от 6 до 13 лет). Задача стадии:

- присоединение к семьям с детьми школьного возраста;

- побуждение детей к достижению успехов в учебе.

5семья с подростками (старшему ребенку - от 13 до 20 лет). Задачи стадии:

- установление в семье равновесия между свободой и ответственностью;

- создание кругов интересов у родителей, не связанных с родительскими обязанностями, и решение проблем карьеры.

6уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом). Задачи стадии:

- ритуал освобождения молодых людей от родительской опеки (брак, переезд, работа);

- сохранение духа поддержки как основы семьи.

7средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию). Задачи стадии:

- перестройка супружеских отношений;

- поддержка родственных связей со старшим и младшим поколением.

8старение (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задача стадии:

- адаптация к уходу на пенсию;

- решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни;

- сохранение семейных связей и адаптация к старости.

При переходе от стадии на стадию семья переживает закономерные кризисы развития. Они называются нормативные(когда количество переходит в качество).

В цикле развития семьи возможны также стадии регрессии и фиксации, когда семья дальше не двигается, а фиксируется на той стадии, на которой она не смогла пережить кризис.

Переходные периоды(с одной стадии на другую):

0 – 1 – взятие на себя супружеских обязательств;

1 – 2 – освоение супругами родительских ролей;

2 – 3 – принятие факта появления в семье ребенка;

3 – 4 – включение детей во внешние социальные структуры, детские учреждения;

4 – 5 – принятие факта, что ребенок стал подростком;

5 – 6 – экспериментирование семьи независимостью подростка;

6 – 7 – уход детей из семьи: супруги сталкиваются с необходимостью остаться одни;

7 – 8 – принятие факта ухода на пенсию, старость.

Ухаживание у людей зависит от 2 – х факторов:

- фактора времени;

- фактора риска.

Наибольшее число предбрачных знакомств у мужчин приходится на возраст 24 года, у женщин на 17 лет.

Фактор риска связан с избирательным и полимотивированным характером предбрачного поведения.

Э.Фромм утверждает, что цель брачного поведения мужчин и женщин заключается в том, чтобы быть любимым, чтобы возбудить чувство любви к себе.

Известна следующая статистика по предбрачному знакомству. Молодые люди знакомятся:

· 36,7% - в местах отдыха и проведения досуга;

· 31% - по месту учебы или работы;

· 9% - живут на одной улице или в одном доме, знакомы с детства;

· 8% - познакомились на улице или в транспорте.

Оптимальный строк добрачного периода составляет 2 года. Первый год – процесс влюбленности, интереса, а второй – возникают конфликты, влюбленные приспосабливаются к недостаткам друг друга; процесс обдумывания.

К добрачным факторам риска относят:

- ранний возраст брачующихся, ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;

- поздний возраст (на Западе: для мужчин 40 – 45 лет, для женщин 30 – 35 лет);

- превышение возраста жены относительно возраста мужа;

- наличие у жены более высокого образования;

- городское происхождение;

- гетерогенность статуса (например, она – командир танковой дивизии, а он – воспитатель детского сада);

- социально – демографическая разница в происхождении;

- отсутствие братьев и сестер у жены;

- отсутствие сестер у мужа;

- неустойчивость отношений до брака;

- отрицательное отношение родителей к браку;

- слишком короткий или слишком длительный период знакомства;

- неоптимальные мотивы вступления в брак;

- добрачная беременность;

- наличие друзей противоположного пола у одного из будущих супругов.

Выделяют группу позитивных факторов, влияние которых повышает вероятность успешных и гармоничных отношений в браке:

o высшее образование у мужчин;

o оптимальный возраст вступления в брак;

o оптимальная длительность предбрачных отношений (от 1 до 3 лет);

o «теплые» отношения до брака;

o сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества);

o наличие ролевых ожиданий и их совпадение и согласованность;

o наличие общих друзей будущей семейной пары;

o согласие родителей на брак и их положительная оценка намечающегося союза.

Три модели выбора спутника жизни:

1. Модель фильтров.

2. Модель максимизации выгоды

3. Модель дополнительности.

Три вида мотивации на брак:

o Мотивация на сам факт брака.

o Мотивация на определенный тип брака.

o Мотивация на определенного человека.