Тема 2. Формирование и развитие супружеских отношений. Проблема значимых отношений.

В понимании процессов формирования и развития супружеских отношений важную роль играет проблема эмоциональных отношений – аттракция (с анг. – привлекать, притягивать).

В современной психологической науке аттракция понимается как:

· притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

· особенность объекта, способствующая вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику общения между этим человеком и объектом;

· эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

· эмоциональный компонент межличностного общения.

Аттракция зависит от таких причин:

- степень сходства между партнерами;

- особенности их взаимодействия друг с другом;

- ситуация, в которой происходит общение;

- свойства самого субъекта аттракции;

- культурный контекст;

- временная детерминанта развития отношений.

Для этого периода характерна идеализация партнера: в партнере видят источник своего личностного роста, его образ прекрасен, он окрыляет, вдохновляет.

Очень большое влияние на аттракцию оказывают самораскрытие, взаимное доверие, удачливость другого человека, сходство установок.

Любую семейную систему можно описать шестью параметрами (по В.Сатир):

1. стереотипы взаимодействия;

2. семейные правила;

3. семейные мифы;

4. границы;

5. стабилизаторы;

6. семейная история.

Стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие. Каждое событие является понятным сообщением для членов семьи.

Сообщения могут быть:

- одноуровневыми (звук захлопнувшейся двери – это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу);

- многоуровневыми (если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое. Первый уровень – вербальный, второй – невербальный);

- конгруэнтные (содержания сообщений, передаваемых двум каналам, совпадают. Например, если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с ясной улыбкой сообщает, что «все хорошо», то вы получаете конгруэнтное сообщение, т.к. его невербальная часть не противоречит его вербальной части);

- неконгруэнтные (если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с кривой улыбкой, глядя в пол, говорит: «Все отлично», тогда – сообщение неконгруэнтное, потому что вербальная часть сообщения противоречит невербальной).

Эти сообщения в семьях часто бывают повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.

Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (патогенные стереотипы взаимодействия).

Самый знаменитый патогенный стереотип взаимодействия был описан группой американцев, которые работали в конце 60 – х годов. Главой этой группы был Грегори Бейтсон.

Они наблюдали семьи детей, которые страдали шизофренией, и обнаружили там некий стереотип взаимодействия, встречающийся в этих семьях, который они назвали double bind. Буквальный перевод – «двойная связь», у нас принят другой перевод – «двойная ловушка». Это – постоянно поступающее к ребенку неконгруентное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения.

«Двойная ловушка» - это когда на вербальном канале – одно сообщение, на невербальном – другое, и всегда – отрицательная реакция на ответ. Когда ребенка постоянно погружают в ситуацию двойных ловушек, единственная возможность для него – аутизироваться. То есть он не может выйти из этой ситуации, он не может быть адекватен, потому что сообщения постоянно противоречат друг другу, и единственное, что он может, - это аутизироваться, и в дальнейшем наступает психоз. Если это ребенок здоровый, то у него арсенал поведенческих средств огромный, но остаются только те, которые подкрепляются. И если какие – то его реакции вплетаются в семейную жизнь, они стабилизируются и в дальнейшем сохраняются.

Семейные правила. В каждой семье существуют правила жизни, гласные и негласные. Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи.

Правило – это то, как семья решила отдыхать и вести свое домашнее хозяйство, как она будет тратить деньги и кто именно это может делать в семье, а кто нет; кто покупает, кто стирает, кто говорит, кто хвалит, а кто по большей части ругает; кто запрещает, а кто разрешает.

Семейное правило– это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо.

Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил – болезненный процесс для членов семьи.

Правила семейной жизни касаются, в принципе, всех областей. Есть часть правил, культурно заданных. Есть часть правил, которые вырабатываются внутри семьи, в каждой – свои.

Для дисфункциональной семьи характерны ригидные, трудноизменяемые правила.

Семейные мифы – это такое сложное семейное знание, которое является как – бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это …». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в момент каких – то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной.

Формируется миф примерно в течении трех поколений. Мифы дают возможность понять мотивы поступков членов семьи.

Миланская группа: Сильванно Палацолли, Милана Пратта, Луиджи Джанфранко Чекин описывают такие мифы, существовавшие в семьях:

1. «Мы – дружная семья» (часто встречающийся и очень распространенный в нашей культуре – такой специальный «аграрный» миф).

2. «Мы – семья героев»

3. миф о спасателях.

Границы. Любая система имеет вои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, содержание.

Границы могут быть:

o открытыми

o закрытыми.

Когда семейные границы открыты, то границы подсистемы закрыты, а когда семейные границы закрыты, то границы подсистемы открыты.

Существуют вертикальные коалиции – это когда ребенок с родителями, с бабушкой и горизонтальные коалиции – родители, дети. Например, «дневной треугольник» - мама, папа, ребенок; «вечерний треугольник» - мама, папа, телевизор.

Семейные стабилизаторы. В каждой семье, как в дисфункциональной, так и в функциональной, есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дети, болезни, нарушения поведения – дисфункциональные стабилизаторы.

Супружеские измены могут быть хорошим дисфункциональным стабилизатором. Часто стереотип взаимодействия по поводу измен такой: измены, выяснение отношений и скандалы по поводу измены, примирение.

Семейная история изучается с помощью генограммы. В геногармме на полях указываются имена, даты рождения и смертей, а также важные события в жизни семьи (переезды, решительные изменения образа жизни, насильственные смерти, аресты, хронические заболевания).

Семейная история дает определенные стереотипы и особенности, которые повторяются из поколения в поколение.