ТЕМА №6 (Лекция 1): Технологические расчеты. Производственная программа заготовочного и доготовочного предприятия
Лекция посвящена изучению вопросов:
1. Порядок выполнения технологических расчетов.
2. Производственная программа заготовочного и доготовочного предприятия.
3. Определение числа потребителей. Определение общего количества блюд. Разбивка блюд по видам и ассортименту.
Технологические расчеты выполняются в следующей последовательности:
- разработка производственной программы проектируемого предприятия;
- расчет количества продуктов, полуфабрикатов, кулинарных изделий;
- расчет площадей помещений дли приема и хранения продуктов;
- разработка производственной программы цехов;
- расчет численности производственных работников;
- расчет и подбор оборудования;
- расчет площадей цехов;
- определение площадей отдельных помещений, функциональных групп, всего предприятия в целом.
Состав цехов предприятий общественного питания зависит от типа предприятия, его вместимости или мощности, характера производственного процесса (работа на сырье или полуфабрикатах) и формы обслуживания. Заготовочные цехи предприятий, работающих на сырье, включают: мясной, рыбный, птицегольевой (цех обработки птицы и субпродуктов) и овощной; помещение для изготовления мучных изделий, кулинарный и кондитерский цехи. Заготовочные цехи предприятий, работающих на полуфабрикатах, - доготовочный цех (доработки полуфабрикатов) и цех обработки зелени.
Основа технологических расчетов — производственная программа проектируемого предприятия. Для заготовочных предприятий питания – фабрик полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированных цехов, предприятий полуфабрикатов и кулинарных изделий - производственная программа представлена данными об ассортименте и количестве вырабатываемой продукции (например, полуфабрикатов) в смену или сутки.
Производственная программа доготовочного предприятия питания может быть представлена различными видами меню (обеденное, полный рацион, заказное, банкетное, бизнес-ланч, шведский стол и т.п.), картой вин и ассортиментом продукции (соки, фрукты, кондитерские изделия и т.п.), рекомендуемой к реализации для данного типа предприятия, а также ассортиментом магазина кулинарии.
Разработка производственной программы проектируемого доготовочного предприятия начинается с расчета количества потребителей.
Расчет производится по графику загрузки зала или по дневной оборачиваемости места в зале.
Определение количества потребителей производится по формуле:
, (2)
где Р – вместимость зала, мест;
jч – оборачиваемость места в зале в течение одного (данного) часа, раз;
xч – загрузка зала в данный час, %.
Расчеты оформляются в виде таблицы 2.
Таблица 2 – Расчет количества потребителей
Часы работы | Оборачиваемость места за 1 ч, раз | Средняя загрузка зала, % | Количество потребителей |
Если в предприятии предполагается несколько видов питания: завтрак, обед, ужин, шведский стол, бизнес-ланч, диетическое питание, банкетное обслуживание — количество потребителей следует определить отдельно по каждому виду питания или обслуживания.
Расчет общего количества блюд определяются с помощью коэффициента потребления блюд, определенного для каждого типа предприятия:
nД = NД ·m , (3)
где NД – число потребителей за день, чел.;
m – коэффициент потребления блюд (сумма коэффициентов потребления холодных блюд, супов, горячих блюд и сладких блюд), указывающий, какое количество блюд в среднем приходится на одного человека на предприятии данного типа.
Таблица 3 – Коэффициент потребления блюд для предприятий различных типов
Тип предприятия | Коэффициент потребления |
Кафе общего типа | 2,5 |
Кафе молочное с самообслуживанием | 1,5 |
Кафе-кондитерская с самообслуживанием | 0,8* |
Кафе –мороженое с обслуживанием официантами | 1,2 |
Ресторан городской | 3,5 |
Ресторан при гостинице: днем вечером «шведский стол» | 3,0 4,0 6-7 |
Закусочная специализированная с обслуживанием официантами | 2,5 |
Столовая в период завтрака в период обеда в период ужина | 2,0 3,0 2,0 |
* - без учета мучных кондитерских и булочных изделий
Количество питающихся является основанием для определения общего количества блюд и количество блюд по основным группам в соответствии с рекомендуемой процентной разбивкой.
Кроме общего количества блюд, определенного с помощью коэффициента потребления блюд на одного потребителя, реализуется продукция (хлебобулочные изделия, холодные напитки, соки, вино - водочные изделия и т.п.) в зависимости от типа предприятия. Этот вид продукции определяется дополнительно, исходя из норм потребления этого вида продукции на одного потребителя.
Таблица 4 - Расчет количества продуктов по нормам потребления
Наименование продуктов | Единица измерения | Норма потребления одним человеком | Количество продуктов на расчетное число потребителей |
Выполненные расчеты являются основанием для составления производственной программы предприятия общественного питания (меню).