Сообщение — это закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю

Кодирование — это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник, в кодах, или символах.

Доц. каф. ИСО, к.и.н., Хакимова Анора Салиховна

Конспекты к лекциям по курсу

Средства коммуникации в связях с общественностью

(в рамках курса «Теория и практика связей с общественностью»)

 

 

I. Разновидности коммуникаций: типы, формы. Методы коммуникационного воздействия. Определение коммуникационного процесса. 1

2. Средства массовых коммуникаций и массовой информации в связях с общественностью.. 5

1. Информационные агентства новостей. 10

2. Пресса. 10

3. Газеты.. 11

4. Журналы.. 11

5. Радио. 12

6. Телевидение. 12

II. PR-деятельность в Интернете. 13

III. Классификация мероприятий в связях с общественностью.. 14

A. Участие в выставках: основные этапы.. 16

B. Подготовка сценария специального мероприятия или PR–акции. 17

C. Алгоритм создания сценария PR-акции. 19

IV. Базовые документы в связях с общественностью.. 21

A. Базовые PR-документы во взаимоотношениях со СМИ.. 23

1. Пресс-релиз. 23

2. Информационное письмо (backgrounder) 29

3. Фактическая справка (fact sheet) 31

4. Биография. 33

5. Заявление для прессы.. 35

6. Пресс-кит. 36

7. Занимательная статья (feature) 38

8. Случай из жизни (case story) 40

9. Авторская статья (by-liner) 40

10. Обзорная статья (round-up article) 43

B. Мультимедийные презентации. 44

I. Разновидности коммуникаций: типы, формы. Методы коммуникационного воздействия. Определение коммуникационного процесса.

Коммуникация — это обмен информацией между двумя или более людьми.

Самая простая модель коммуникации — это S-M-R, где S (source) — источник, посылающий сообщение М (message) получателю — R (receiver). R и S соединяет обратная связь.

Функция связей с общественностью в современных коммуникациях состоит в кодировании и декодировании сообщения, отсылаемого источником

Источник — это лицо или организация, генерирующее сообщение.

В качестве источника может выступать президент компании или страны, пресс-секретарь, информационное агентство, компания-рекламодатель, агент по личным продажам. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации, т.е. толкование сообщения получателем, определяется рядом факторов, и прежде всего, кодированием.

Коды — это символы, или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю. В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи (лексика, а также темп, стиль речи), визуальные образы (людей, товаров, предметов интерьера) и их движение, запахи (цветов, духов, сигарет, мыла), звуки (мелодии, интонация и тембр голоса, модуляция), цвет (яркий, приглушенный), жесты

Включает: содержание сообщения — что оно, собственно содержит — мысли, аргументы, доводы, факты. средство передачи (канал) сообщения, — телевидение, личная встреча, газета, журнал, радио, уличный щит, публичное выступление.

Вербальныеилиречевые коммуникации. (Публичные выступления, текстовые, материалы...)

Невербальные коммуникацииили неречевые коммуникации менее изучены, чем вербальные. Информация в процессе коммуникации передаётся словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией — на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами — жестами рук и ног, мимикой лица говорящего, его внешним видом и окружением.

Приведем обзор эволюции каналов, предложенный исследователем теории и истории коммуникации А.В. Соколовым.

Развитие человечества сопровождалось постоянным увеличением количества коммуникационных каналов, благодаря дополнению естественных каналов, образовавшихся в ходе антропогенеза, каналами искусственными, сознательно созданными людьми. Естественные коммуникационные каналы – это каналы, использующие врожденные средства человека для передачи смысловых сообщений: невербальный и вербальный. Потребность в искусственных коммуникационных каналах возникает тогда, когда коммуникатор и коммуникант лишены непосредственного контакта, не могут ни видеть, ни слышать друг друга, и в то же время существует информация, нуждающаяся в передаче в социальном времени и пространстве (практический опыт и магические верования). Для удовлетворения этой первичной коммуникационной потребности использовались два искусственных канала: канал иконических документов – графические (на кости, на камне, на дереве) и живописные (одноцветные или многоцветные на стенах пещер) изображения; канал символьных документов – амулеты, украшения, талисманы, статуэтки, языческие идолы, имеющие сокровенный магический смысл.

Невербальный и вербальный каналы в их неразрывном единстве послужили исходной базой для формирования устной коммуникации; иконический и символьный каналы положили начало документной коммуникации. Устная и документная коммуникации сыграли определяющую роль в становлении ороакустической (словесной) и книжной культуры. Исходные каналы дали толчок для появления новых искусственных каналов, которые по своему источнику делятся на две группы: художественные и технические. Художественные коммуникационные каналы: музыка и танец – производные невербального канала; поэзия и риторика –производные вербального канала; театр – синтетический вид искусства; графика и живопись – производные иконического канала; скульптура и архитектура – производные канала символьных документов. Изобретение письменности стало открытием еще одного документного канала. Письменность – результат эволюции иконического канала.

Письменность – это детище художественного канала, и вместе с тем – первооткрыватель ряда технических каналов. Рукописание книг в XV в. в Западной Европе сменило мануфактурное книгопечатание. В XIX в. в результате промышленной революции документная коммуникация обрела полиграфическую и целлюлозно-бумажную промышленность, обеспечившую многотысячные тиражи газет, журналов, книг. Плодами второй технической революции явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, выросшая в конце 90-х годов ХХ века в глобальную коммуникационную систему Интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации – электронной коммуникации. Многообещающие возможности мультимедиа распознавания текстов и изображений, эксперименты по речевому вводу и выводу информации в компьютерных системах подводят нас к порогу синтеза всех известных нам родов коммуникации: устной, документной, электронной. Обзор эволюции коммуникационных каналов представлен на рис.

Традиционные каналы \\ Технические каналы

Коммуникационный канал предоставляет коммуникатору и коммуниканту средства для создания и восприятия сообщения, т. е. знаки, языки, коды, материальные носители сообщений, технические устройства.

Коммуникационные средства – составные части канала, его компоненты. Например, в книгах использованы слова, шрифты, картинки, графика; телевидение и кино использует слова устного языка, картинки, музыку; газета – слова письменного языка, шрифты, иллюстрации и т.п. Средствами PR-коммуникации могут быть: письмо, электронное сообщение, телефонный разговор, дискуссия, выступление, презентация, статья в Интернете, новости в печатных СМИ, заголовок статьи, название или логотип фирмы. И это далеко не полный перечень. Канал может включать в себя несколько средств коммуникации.