В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса.

Олигополия- это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса. Принципиальным следствием небольшого количества фирмна рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. При олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Это является ключевой характеристикой олигополии.

Рынок монополистической конкуренции и олигополии

Таким образом, оптимальная цена, обеспечивающая фирме максимальную прибыль, равна 120 руб.

 

 

 

Коэффициент объемной, или количественной, перекрестной эластичности спроса, служит для количественной оценки взаимозависимости фирм на рынке. Данный коэффициент показывает степень количественного изменения цены фирмы Х при изменении объема выпуска фирмы Y на 1%.

Если объемная перекрестная эластичность спроса равна или близка к нулю, то отдельный производитель может игнорировать реакцию конкурентов на свои действия. Чем выше коэффициент эластичности, тем более тесная взаимозависимость между фирмами на рынке. При олигополии Eq>0, однако его точная величина зависит от специфики рассматриваемой отрасли и конкретных рыночных условий.

Тип производимого олигополией продукта может быть как однородным, так и диверсифицированным. Если потребители не имеют особых предпочтений к какой-либо фирменной марке, если все товары отрасли являются совершенными заменителями, то отрасль называется чистой, или однородной олигополией(цемент, сталь, алюминий, медь, свинец, газетная бумага). Если товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями, то отрасль называется дифференцированной олигополией (рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет).

Рыночная власть определяется относительным превышением рыночной цены фирмы ее предельных издержек (при совершенной конкуренции Р=МС), или

L=(P-MC)/P.

Количественное значение данного коэффициента (коэффициента Лернера) для олигопольного рынка больше, чем при совершенной и монополистической конкуренции, но меньше, чем при чистой монополии.

Для медленно растущихолигопольныхрынковхарактерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

Фирма-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов. В силу этого олигополист:

- не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

- не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);

- не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

- не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

Примером модели кооперированной олигополиислужат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство).

Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной олигополии. Картель - формальная организация продавцов в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

- принципа установления цен;

- раздела рынков сбыта;

- квот производства и сбыта участников;

- обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Картели могут иметь как национальный характер, так и международный характер (ОПЕК). Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.

Модель ценового лидерства. Если фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях, но предпочитают сотрудничество, а не агрессивную конкуренцию, они могут осуществлять практику сознательного параллелизма. Одной из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство.

Преимущества ценового лидерства:

- данная форма не противоречит антимонопольному законодательству;

- фирмы-олигополисты сохраняют полную независимость и свободу в своей производственной и сбытовой деятельности.

В условиях ценового лидерства одна из фирм отрасли получает признанный другими статус ценового лидера, который регулирует цену продукции, повышая или понижая ее, а все остальные фирмы образуют его конкурентное окружение, являясь ценополучателями.

Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:

- лидерство доминирующей по цене фирмы;

- лидерство барометрической фирмы.

При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

Модель Курно — модель равновесия в условиях некооперированной олигополии. Данная модель была разработана французским экономистом и математиком Огюстеном Курно. На рынке действуют две схожие фирмы (ситуация дуополии), каждая из которых владеет источником минеральной воды, который она может разрабатывать с одинаковыми издержками. Оптимальный объем производства фирмы 1 будет меняться в зависимости от того, как по ее мнению будет расти объем выпуска фирмы 2. Основная задача модели — определить при каком объеме выпуска обе фирмы достигают равновесия.

Модель асимметричной олигополии была предложена немецким экономистом Г. фон Штакельбергом. Штакельберг выдвигает новую гипотезу: на рынке могут существовать дуополист-лидер и дуополист-последователь. Последователь принимает решения об оптимальном объеме выпуска полагая объем выпуска конкурента заданным и приспосабливая свое производство к этому объему. Лидер, зная кривую реакции другой фирмы, принимает свои решения об объеме выпуска как монополист.

Модель ломаной кривой спроса была разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи. Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

 

Монополистическая конкуренция

Основы модели монополистической конкуренции и само название были разработаны в 1933 г. Эдвардом Х. Чемберленом в работе "Теория монополистической конкуренции".

Основные черты монополистической конкуренции:

- дифференциация продукции;

- большое количество продавцов;

- относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли;

- жесткая неценовая конкуренция.

Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

- изменять цены;

- производить товар с определенными качествами;

- пересмотреть стратегию рекламы и сбыта.

Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями

В условиях монополистической конкуренции отдельная фирма имеет дело с убывающей кривой спроса (в отличие от совершенной конкуренции), что объясняется дифференциацией продукции.

Наличие большого количества хороших товаров-заменителей делает кривую спроса отдельной фирмы высоко эластичной в соответствующем диапазоне цен. Степень эластичности по цене определяется степенью дифференциации продукции конкурентов и числом фирм, действующих в отрасли. При прочих равных условиях, чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем выше эластичность спроса по цене на продукцию отдельной фирмы в соответствующем ценовом диапазоне.

Преимущества рынка монополистической конкуренции:

- дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;

- сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек;

- рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;

- это рынок наиболее благоприятный для покупателей.

Недостатки рынка монополистической конкуренции:

- нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса;

- малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР.

 

5 Рынки факторов производства

 

5.1 Рынок труда

Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

В современной экономике рынки факторов производства выполняют разнообразные функции, благодаря которым обеспечивается ресурсное обеспечение всех субъектов хозяйственной деятельности, решаются задачи рационального использования ограниченных ресурсов, формируются хозяйственные связи, решается проблема: что, как и для кого производить.

Наиболее просто спрос на факторы производства — ресурсы определяется в предположении, что фирма приобретает какой-то ресурс на конкурентном рынке и продает свою продукцию тоже на конкурентном рынке.

Рынок труда - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на труд и предложения трудовых услуг формируется цена на трудовые ресурсы. Рынок труда или рынок рабочей силы позволяет ее свободную продажу по рыночной цене, которая представляет собой цену соглашения между поставщиком рабочей силы и нанимателем с учетом предусмотренного законом минимальной заработной платы. Инструментом, регулирующим отношения в условиях рынка между работником и нанимателем, является добровольно заключаемый контракт.

Труд можно разделить на несколько видов в зависимости от его количественных и качественных характеристик: квалифицированный и неквалифицированный, простой и сложный, мужской, женский и детский. На всех этих рынках уровень оплаты труда дифференцирован.

Рынок труда связан с проблемой занятости. При превышении предложения трудовых ресурсов над спросом на них, на рынке труда присутствует безработица, то есть проблема с излишней рабочей силой. При превышении спроса на трудовые услуги над предложением возникает ситуация неполной занятости.

Труд, безусловно, является главным фактором функционирования производства, а заработная плата - важнейший вид рыночных цен. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставка заработной платы, т.е. цена, выплачиваемая за использование единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т.д. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальнойзаработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата - эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги.

Сдельная зарплата - форма оплаты труда, при которой оплачивается количество выпущенной продукции. Повременная зарплата - форма оплаты труда, при которой оплачивается отработанное время. Тарифная ставка - величина оплаты труда в единицу времени. Тарифная сетка - шкала, определяющая соотношение тарифных ставок различных разрядов.

Уровень реальной зарплаты складывается под влиянием спроса и предложения. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства.

В процессе функционирования рынка труда взаимодействуют рыночный спрос на трудовые услуги и рыночное предложение услуг труда. Под рыночным спросом на трудовые услуги понимают совокупный, общий объем спроса на эти услуги при определенной цене со стороны всех предприятий. Под рыночным предложением услуг труда понимают совокупный объем предложения этих услуг при определенной цене всеми работниками.

Существует ряд факторов, которые влияют на уровень спроса на трудовые услуги и их предложение.

Спрос на трудовые услуги изменяется под воздействием следующих факторов: уровень цен на трудовые услуги; спрос на продукцию, произведенную при помощи трудовых услуг; цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей труда; технологические изменения.

Изменения в предложении трудовых услуг могут вызвать такие факторы как: численность работников, предлагающих свой труд; численность населения; физические способности работников; альтернативная стоимость наемного труда; доступность других источников дохода, помимо заработной платы.

Кривая спроса на труд со стороны руководителя фирмы есть кривая предельной производительности труда MRPL по его цене W.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как отражает закон убывающей предельной производительности труда. Его смысл заключается в том, что фирма, нанимая больше рабочих, получает от них убывающую отдачу, поэтому оплачивает труд по более низким ставкам.

Предложение труда на уровне народного хозяйства определяется, прежде всего, численностью населения, долей в нем трудоспособных, половозрастным составом, средним числом отработанных часов, приходящихся на одного работника и т.д.

На отраслевом уровне - количеством работников данной профессии, возможностями подготовки и переподготовки трудовых ресурсов данного профиля и т.п.

Для рынка труда кривая предложения будет иметь положительный наклон: с ростом заработной платы предложение труда будет возрастать.

В экономическом смысле кривая предложения труда SL - кривая предельных издержек труда MRCL.

Прежде чем объединить оба графика - спроса и предложения - остановимся еще на одном важном и интересном экономическом явлении, характеризующем предложение труда. Вернее, на двух явлениях, получивших название эффект замещения и эффект дохода. Эти эффекты проявляются тогда, когда мы пожелаем выяснить, как отразится на предложении труда определенной группы трудящихся или индивидуума повышение ставок заработной платы.

На рисунке изображена кривая, показывающая общее количество рабочего времени, отработать которое при данной величине заработной платы согласна какая-либо категория (или группа) трудящихся. На нем видно, что одна и та же причина - увеличение заработной платы приводит и к росту и к сокращению предложения труда.

Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее - отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату. Этот эффект получил название - эффект замещения.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда у человека появляется больше денег, свободное время перестает казаться вычетом из заработной платы, которая может позволить обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания купить не только больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени, сократив при этом предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы быть получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы.

Равновесие на рынке труда

Объединяя два графика - кривую спроса и кривую предложения труда получим:

Точке Е на графике соответствует определенный уровень реальной заработной платы и заданное этим уровнем предложение труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии. Это означает, что все предприниматели, согласны платить заработную плату, находят на рынке необходимое количество труда, их спрос на труд удовлетворен полностью. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при заработной плате WE. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости. При любых других условиях заработной платы, отличных от WE, равновесие на рынке труда нарушается. Заработная плата - это цена равновесия на рынке труда.

В случае превышения реальной заработной платы уровня равновесной предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд при данной заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

В случае снижения реальной заработной платы по сравнению с равновесной спрос на рынке труда превышает предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Разница в предложении труда играет особую роль в формировании уровня заработной платы различных категорий работников. Ставки заработной платы зависят от уровня квалификации, производительности, характера трудовой деятельности, массовости или, наоборот, уникальности данной профессии. Чем уже профессиональная группа, тем сильнее средняя зарплата в ней может отличатся от среднего уровня по отрасли, по народному хозяйству. Чем массовей профессия и чем легче в определенных рамках переход от одного рода занятий к другому, тем в большей степени рынок труда соответствует условиям рынка совершенной конкуренции. На следующих графиках показано, каким может быть заработок в зависимости от предложения рабочей силы на рынках разных профессий: а - неквалифицированных работников, б - квалифицированных.

Конкуренция между рабочими ведет к выравниванию ставок зарплаты, так что ни один из них не может запросить за свои услуги больше другого (при равенстве квалификации и качества труда). Отдельный работник, как правило, не может повлиять на ставку своей зарплаты и воспринимает ее как заданную величину. Однако при наличии в отрасли (и на предприятии) мощных массовых профсоюзов, обладающих силой монополии, их влияние на ставку зарплаты может быть значительным.

Наиболее типичное явление на рынке труда - состояние несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция складывается главным образом под влиянием профсоюзов, находящихся на стороне предложения труда и оказывающих влияние на ставки заработной платы, и предпринимателей, воздействующих на ставки заработной платы через спрос на труд. Профсоюзы, с одной стороны, предприниматели - с другой, создают на рынке труда ситуацию двойной монополии.

Если профсоюзы повышают ставку заработной платы, то на рынок труда это повлияет следующим образом:

- предприниматели примут решение о сокращении спроса на труд (увольнение некоторых рабочих), так как заработная плата - это из издержки.

- существенно изменится кривая предложения труда, так как с ростом заработной платы предложение возрастает.

- уменьшится число занятых, что приведет к потерям общества от недоиспользования труда.

- изменится распределение факторов производства.

Таким образом, вмешательство профсоюза может привести к повышению заработной платы и снижению занятости (безработице).

Современный рынок труда также испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. Большое влияние на рынок труда оказывают государственные программы. Также видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Объяснение и решение задач на построение кривых спроса и предложения на труд и нахождение реальной заработной платы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Решите задачу: Магазину требуются разнорабочие. Спрос на труд описывается уравнением: L = 10 – 0.2 W. На объявление о найме откликнулись 7 человек. Двое из них готовы работать при оплате не менее 40 д. ед. в час, двое – не менее 30 д. ед. в час, двое – не менее 20 д. ед. в час, один – не менее 15 д. ед. в час. Определить сколько разнорабочих будет принято и при каком уровне оплаты. Построить кривую спроса и предложения труда

2 Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения

3 Установить соответствие:

1) номинальная зарплата а) форма оплаты труда, при которой оплачивается количество выпущенной продукции

2) тарифная сетка б) стоимость жизненных благ, которые можно приобрести при данном уровне цен

3) сдельная зарплата в) шкала, определяющая соотношение тарифных ставок различных разрядов

4) тарифная ставка г) форма оплаты труда, при которой оплачивается отработанное время

5) повременная зарплата д) определенная сумма денег, которая выплачивается работнику за труд

6) реальная зарплата е) величина оплаты труда в единицу времени

4 Объясните, почему необычайно высоки заработки выдающихся артистов и спортсменов

5 Объясните воздействие конкуренции и монополии на вознаграждение за труд. К каким результатам приводит многосторонняя конкуренция на рынке труда? В чьих интересах на этом рынке действует монополия и монопсония?

 

5.2 Рынок капитала

 

Капитал - одна из ключевых экономических категорий, это фактор производства, представленный всеми средствами производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги. К ним относятся инструменты, оборудование, здания, сооружения и т.п.

В экономическом анализе часто используются наряду с термином "капитал" и понятия "инвестиции", "инвестиционные ресурсы". Термин "капитал" используется для обозначения капитала в овеществленной форме, т.е. воплощенного в средствах производства. Инвестиции - это капитал еще не овеществленный, но вкладываемый в средства производства.

В современной западной экономической науке капитал трактуется как блага длительного пользования, созданные людьми для производства других товаров и услуг. Это определение капитала служит основой для различных понятий капитала, используемых в обиходном языке и экономической литературе.

Экономическая теория различает:

- физический (технический) капитал - совокупность материальных средства, которые используются в различных фазах производства и увеличивают производительность человеческого труда (станки, здания, компьютеры и т.п.);

- финансовый (денежный) капитал - совокупность денежных средств и денежное выражение стоимости ценных бумаг;

- юридический капитал - совокупность прав распоряжения некоторыми ценностями, причем эти права дают их обладателям доход без вложения соответствующего труда;

- человеческий капитал - это те вложения, которые увеличивают физическую или умственную способность человека.

В процессе производства различные элементы физического капитала ведут себя неодинаково. Одна часть функционирует на протяжении длительного времени (здания, машины), другая используется однократно (сырье, материалы). Первая часть капитала - основной капитал - капитал, который участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на создаваемые товары по частям. Вторая часть капитала - оборотный капитал - сырье, материалы, электроэнергия, вода и т.п. - участвует в производственном цикле лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на созданные продукты.

Основной капитал, воплощенный в средствах труда, по мере использования подвергается износу. Экономисты различают физический и моральный износ.

Физический износ имеет место, во-первых, под воздействием самого процесса производства и, во-вторых, под воздействием сил природы (коррозия металл, разрушение бетона, потеря упругости или гибкости пластмассы и т.п.). Чем больше время эксплуатации основного капитала, тем больше физический износ.

С физическим износом связано понятие амортизации. Амортизация является экономической категорией и выражает экономические отношения по поводу той части стоимости основного капитала, которая перенесена на товары и вернулась после реализации товаров в денежной форме предпринимателю. Она накапливается на специальном счете, называемом амортизационным фондом.

Моральный износ (моральное старение) - это снижение полезных свойств основного капитала в глазах пользователей по сравнению с тем, что предлагают ему взамен. Моральный износ бывает двух видов. Первый вид связан с производством более дешевых машин, оборудования, транспортных средств и т.д. Второй вид связан с производством более совершенных машин. В этом случае предприниматели также несут убытки, продолжая использовать морально устаревшую технику или оборудование.

Для капитала, как фактора производства, доходом является процент.

Процентный доход - это доход на вложенный в бизнес капитал. В основе этого дохода лежат издержки от альтернативного использования капитала (вклад денег в банк, в акции и т.д.). Размер процентного дохода определяется процентной ставкой, т.е. ценой, которую банк или другой заемщик должен заплатить кредитору за пользование деньгами в течение какого-то времени. Т.е. процентная ставка - это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.

Согласно неоклассической теории, равновесная ставка процента (норма процента) определяется на рынке капитала путем сравнения полезности (предельной доходности MRP) капитала и издержек (воздержания, ожидания MRC) от отказа использовать капитал в настоящее время.

Представленный график позволяет нам понять категорию процента как своеобразную равновесную цену: в точке пересечения кривых MRC и MRP устанавливается равновесие на рынке капитала. В точке Е происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей; спрос на судный капитал при этом совпадает с его предложением. Спрос на капитал будет тем выше, чем ниже процентная ставка.Процентная ставка, определяемая пересечением кривой спроса MRP и кривой предложения капитала MRC, является равновесной процентной ставкой rE.

Дисконтирование – определение текущей стоимости активов, выраженное в денежной, вещественной или неосязаемой форме. Дисконтирование – определение текущей ценности ресурсов.

D = R/I, где D – текущая стоимость активов, R – доход, который приносит капитал в течение года, а I – норма учетной ставки процента, выраженная в десятичных дробях.

Процентная ставка на инвестиции — процентное соотношение между чистым доходом и вложенным капиталом.

Метод простого процента предусматривает выплату дохода в конце временного периода в виде постоянного процента от вложенных денежных средств.

Метод сложного процента означает, что доход, полученный в предыдущем временном периоде присоединяется к первоначальному капиталу и доход за следующий период начисляется уже на объединённый капитал.

Будущая стоимость разового вложения капитала — это проект, в котором инвестор вкладывает свободные денежные средства в объёме P на срок N лет, при этом результатом проекта будет G — итоговая сумма процентов и возвращаемые инвестиции:

 

 

Текущая стоимость разового платежа — величина обратная будущей стоимости разового вложения капитала. Это текущая стоимость капитала, который должен быть получен в будущем:

 

Задача 1

Инвестору предлагается три инвестиционных проекта продолжительностью в один год, когда в начале года вкладывается вся инвестируемая сумма, а в конце года она возвращается вместе с начисленным доходом. Во всех проектах риск одинаков. В первом случае ставка процента дохода на инвестиции 72% годовых, период накопления - месяц. Во втором случае процент дохода 80% годовых, период накопления - квартал. А в третьем проекте процент дохода 100% годовых за год. Какой из проектов предпочтительней инвестору

 

Задача 2

 

Кредит и его виды

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности.

Кредит выполняет важные функции в экономике, а именно:

1) Регулирование экономики – это специфическая функция кредита, с помощью которой государство регулирует доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех или иных предприятий или отраслей в соответствии с выбранной стратегией экономического развития.

2) Перераcпределительная функция – благодаря кредиту частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы народного хозяйства.

3) Стимулирование эффективности производства.

4) Обеспечение непрерывности процесса воспроизводства.

5) Содействие экономии издержек обращения – в процессе развития кредита появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, векселя, чеки, различные виды счетов, депозитные сертификаты и т.п.), происходит опережающий рост безналичного оборота, ускорение движения денег.

6) Превращение денежных сбережений в капитал. Ускорение концентрации и централизации капитала – кредит используется в конкурентной борьбе и содействует процессу поглощения или слияния мелких фирм в более крупные. Здесь сказываются разные условия получения кредита: одни предприниматели, добившиеся предоставления им кредитов на льготных условиях, получают возможность быстрого роста капитала, другие – могут воспользоваться кредитом лишь на менее выгодных условиях и проигрывают в конкурентной борьбе.

В процессе своего развития кредит приобрел многообразные формы, основными из которых являются коммерческий и банковский кредит.

Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый предприятиями, фирмами и другими хозяйственными субъектами друг другу. Кредит предоставляется в товарной форме, прежде всего путем отсрочки платежа. В большинстве случаев коммерческий кредит оформляется векселем. Вексель – это ценная бумага, представляющая собой безусловное денежное обязательство векселедержателя уплатить по наступлению срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Цель коммерческого кредита – ускорить реализацию товаров и получение заключенной в них прибыли. Процент по нему ниже, чем по банковскому кредиту.

Банковский кредит – это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, организациям, предприятиям) в виде денежных ссуд.

Банковские кредиты делятся:

а) на краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (от 1 до 5 лет);

в) долгосрочные (свыше 5 лет).

Объект банковского кредита – денежный капитал. Заемщик – предприниматель, государство, домашние хозяйства; кредитор – владелец денежных средств (преимущественно банк).

Банковский кредит существенно шире коммерческого, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок. Коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, а банковский кредит – еще и накопление капитала, превращая в него часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества. Кроме того, банковский кредит повышает его обеспеченность, т.е. банки гарантируют кредитоспособность заемщиков.

Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредита. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей.

Потребительский кредит – предоставляется частным лицам на срок до 3–5 лет при покупке, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования (мебель, автомобили, холодильники, телевизоры и т.д.), а также разнообразных услуг (на получение образования и т.п.). За использование потребительского кредита взимается, как правило, высокий процент (до 30% годовых).

Разновидностью потребительского кредита является ипотечный кредит, предоставляемый в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий), а также долгосрочные ссуды (на очень длительный срок – 15–25–30 лет) частным лицам на приобретение или строительство жилья (жилищный кредит).

Ипотечный кредит используется главным образом для обновления основных фондов в сельском хозяйстве и способствует концентрации капитала в этой сфере общественного производства.

Государственный кредит – представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей). Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов.

Международный кредит – представляет собой движение ссудного капитала между странами. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.

 

Понятие и виды ценных бумаг

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизиторов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого опосредует последующее распределение материальных ценностей.

Функции ценных бумаг:

- выступают гибким инструментом инвестирования свободных денежных средств предприятий и населения;

- размещение ц.б. - это эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других потребностей;

- ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товаров и денежного обращения;

- на рынке ценных бумаг складываются курсы ц.б., выражением которых являются биржевые индексы.

Классификация ценных бумаг:

· по функциональному назначению:

- основные (акции, облигации);

- вспомогательные (чеки, векселя, сертификаты и др.);

- производные, удостоверяющие право на покупку и продажу основных ценных бумаг (варранты, опционы, финансовые фьючерсы, преимущественные права приобретения).

· в зависимости от вида эмитента:

- государственные (казначейские векселя, казначейские обязательства, облигации государственных и сберегательных займов);

- муниципальные (долговые обязательства местных органов власти);

- негосударственные(корпоративные) - это долговые обязательства предприятий, организаций и банков, акции, векселя, чеки, выпускаемые физическими лицами (частные ц.б.).

· по цели выпуска:

- ц.б. денежного краткосрочного рынка (со сроком обращения от 1 дня до 1 года)

- ц.б. рынка инвестиций (от 1 до 5 лет и более). В свою очередь инвестиционные ц.б. делятся:

- долговые ц.б. - это ц.б., основанные на отношениях займа и воплощающие обязательство эмитента выплатить проценты и погасить основную сумму долга в согласованные сроки (облигации).

- долевые ц.б. - это ц.б., выражающие отношения собственности и являющиеся свидетельством о доле собственника в капитале корпорации (акции).

Не являются ценными бумагами:

- кредитный договор;

- долговые расписки;

- завещания;

- лотерейные билеты;

- страховые полисы.

Рынок ценных бумаг - это наиболее перспективный и развивающийся сектор экономики Российской Федерации.

Котировка ценной бумаги - это зарегистрированный биржевой курс. Иными словами котировка - это цена последней сделки с той или иной ценной бумагой. Котировки ценных акций и иных ценных бумаг ежедневно публикуются в биржевых газетах и журналах, а также на специализированных интернет-ресурсах.

В широком смысле акции делятся на котируемые и некотируемые. Акция признаётся котируемой, если она допущена к обращению на открытом организованном рынке, имеет оборот за последний календарный месяц (на организованном рынке) не менее средней суммы сделок за месяц, установленной Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) для включения в котировальный лист определенного уровня, и если информация о рыночной цене общедоступна (не требует привилегированного доступа).

Сделки с ценными бумагами осуществляются следующим образом. В процессе торгов участники размещают свои заявки на покупку (bid) или продажу (offer) с помощью торгового терминала, или отдают приказ брокеру по телефону, а когда цена заявки на покупку и продажу совпадают - автоматически совершается сделка. Разница между лучшей заявкой на покупку и лучшей заявкой на продажу называется котировочным спрэдом (spread). Чем шире спрэд, тем тяжелее торговать ценной бумагой. В моменты, когда выходят важные макроэкономические или корпоративные данные котировки акций могут изменяться очень быстрыми темпами.

Операции с ценными бумагами включают в себя:

· биржевые операции;

· депозитарные операции;

· операции регистратора ценных бумаг.

К биржевым операциям относятся операции, проводимые на товарных и фондовых биржах, заключение сделок купли-продажи на биржах.

Существуют следующие виды биржевых операций:

Покупка ценных бумаг (длинная позиция). Инвестор осуществляет покупку ценной бумаги с целью получения прибыли на растущем рынке.

Продажа ценных бумаг (короткая позиция). Инвестор берет в долг ценные бумаги у брокера и осуществляет продажу ценных бумаг, для получения прибыли на падающем рынке.

Поскольку частный инвестор не может самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на фондовом рынке, то ему необходимо прибегнуть к услугам брокерской компании и заключить с ней договор на брокерское обслуживание на рынке ценных бумаг.

Депозитарные операции - операции, проводимые кредитной организацией в рамках осуществления депозитарной деятельности.

Операции регистратора ценных бумаг - совокупность действий регистратора по внесению и изменению записей в реестр.

Эмиссия ценных бумаг - это последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг на рынке. Эмиссия относится к финансовым операциям.

Обращение ценных бумаг - это заключение сделок купли-продажи, влекущих переход права собственности на ценные бумаги. Эмиссионные ценные бумаги могут быть только именными и на предъявителя.

Виды ценных бумаг

1 Ценные бумаги с фиксированным доходом

· бессрочные (до востребования) депозиты и срочные депозиты (чековые, сберегательные счета, депозитные сертификаты);

· ценные бумаги денежного рынка (обычно их срок погашения не превышает 12 месяцев, обладают довольно высокой ликвидностью);

· облигации - ценные бумаги с фиксированным доходом, по которым эмитент обязуется выплачивать владельцу облигации по определенной схеме сумму процента и, кроме того, в день погашения - номинал облигации.

2 Производные ценные бумаги

К производным ценным бумагам относят такие финансовые средства, чья стоимость зависит от стоимости других средств, называемых базовыми (основными). Наиболее распространенными производными ценными бумагами являются варранты, опционы и финансовые фьючерсы.

Варрант - это такая производная ценная бумага, которая дает ее владельцу право купить у эмитента варранта определенное количество обыкновенных акций по заранее оговоренной цене, называемой ценой реализации.

Опционпредставляет собой двусторонний договор (контракт) о передаче права (для получателя) и обязательства (для продавца) купить или продать определенный актив (ценные бумаги. валюту и т.п.) по определенной (фиксированной) цене в заранее согласованную дату или в течении согласованного периода времени.

Опционы бывают двух видов - опцион на покупку - call option и опцион на продажу - put option (в нашей литературе эти виды опционов часто именуются по их английскому написанию - колл опционы и пут опционы).

Опцион на покупку - это ценная бумага, дающая ее владельцу право купить определенное количество какой-либо ценной бумаги по оговоренной заранее цене - так называемой цене реализации в течение установленного периода времени.

Опцион на продажу - это ценная бумага, дающая его владельцу право продать определенное количество какой-то ценной бумаги по оговоренной цене в течение установленного промежутка времени.

Фьючерсные контракты представляют соглашение купить или продать определенное количество оговоренного товара в обусловленном месте по заранее установленной цене. Фьючерсный контракт похож на опцион с той существенной разницей, что при совершении фьючерсной сделки и продавец, и покупатель обязаны выполнить взятые обязательства.

Акция - это ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. Как правило, все акции делят на две группы - привилегированные акции и обыкновенные акции. Привилегированные акции сочетают в себе отдельные черты и акций, и облигаций.

Цена акции исчисляется по формуле: курс акции равен отношению дивиденда к банковскому проценту.

 

 

5.3 Рынок земли. Земельная рента

 

Земля - уникальный фактор производства. Она количественно ограничена, её невозможно искусственно воспроизвести, кроме того, она неоднородна по своему плодородию и качеству. Количественная ограниченность земли приводит к тому, что её предложение абсолютно неэластично, активен лишь спрос. При отсутствии эффекта снижения спроса на землю, решающее влияние при её использовании оказывает цена, которую устанавливает собственник ресурса. Цена земли зависит от величины получаемой ренты и от уровня ссудного процента.

Земельная рента представляет собой плату за предоставление собственником земли права пользования земельным участком

Земельная рента бывает двух видов:

- абсолютная

- дифференциальная.

Абсолютная рента взимается со всех участков, вне зависимости от их плодородия и местоположения, а так же без учета того, предназначен данный участок земли для сельскохозяйственного производства, промышленного или жилищного строительства или других целей. Дифференциальная рента взимается со средних и лучших участков земли сельскохозяйственного назначения. Источником дифференциальной ренты является не земля сама по себе, а более производительный труд сельскохозяйственных работников используемый на лучших и средних участках земли. Дифференциальная рента может быть двух видов:

· дифференциальная рента I

· дифференциальная рента II

В свою очередь дифференциальная рента I, делится еще на два вида. Дифференциальная рента I (по естественному плодородию) представляет собой разницу между общественной ценой производства, определяемой худшими условиями производства и индивидуальной ценой производства продукции созданной на лучших землях. Дифференциальная рента I (по местоположению) представляет собой разницу между общественной ценой производства и индивидуальной ценой производства на землях одинакового плодородия, но расположенных ближе к рынкам сбыта. Дифференциальная рента II (рента по экономическому плодородию) возникает вследствие лучшего хозяйствования на земле: использования новейших технических изобретений, внесения удобрений. Благодаря этому, создается экономическое плодородие почв.

Экономическое плодородие - это способность почвы обеспечивать повышенную урожайность

Владелец денег, имея определенную сумму, может положить ее в банк и получить доход в виде процента. Но он может и потратить эти деньги на покупку земельного участка. Следовательно, цена земли должна рассчитываться как дисконтированная стоимость, по аналогии с приобретением любого капитального блага, приносящего регулярный доход. Формула текущей дисконтированной стоимости земли будет равна:

VP = размер арендной платы - ренты  100 %

величина ссудного процента

Из этой формулы видно, что цена земли будет расти, если увеличивается размер ренты и падать, если повышается норма процента.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Изобразите графически равновесие на рынке земли, в чем уникальность предложения земли?

2 Спрос на землю описывается уравнением: Qd = 500 – 5R, где Q – площадь земельных угодий, R – арендная плата. Определите цену земли в рублях, если Q = 40 га, а ставка банковского процента составляет I = 4% годовых

3 Из каких составных частей состоит арендная плата?

4 Кто участвует в земельных отношениях?

5 Как в современных условиях изменяются предложение и спрос на землю и ее цена?

 

6 Государство и рынок

 

"Провалы" (фиаско) рынка (market failures) — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:

1) монополия,

2) несовершенная (асимметричная) информация;

3) внешние эффекты;

4) общественные блага.

Во всех этих случаях приходит на помощь государство Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в XX в. имеет тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия все более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение XX в. неуклонно возрастала.

Государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения

Прежде всего недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Поэтому государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее ослаблять или усиливать действие рыночных сил. Следует помнить, что все экономические регуляторы противоречивы. Краткосрочные выгоды могут обернуться долгосрочными потерями.

 

Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.

Если разделить предельные социальные выгоды (MSB) и предельные частные выгоды (MPB), а также предельные социальные издержки (MSC) и предельные частные издержки (MPC), то причиной внешних эффектов становится несовпадение социальных и частных величин. Если, например, издержки договора между двумя лицами ложатся на третье лицо, возникает отрицательный внешний эффект. Внешние эффекты — это издержки или выгоды третьих лиц (не участвующих в производстве) от какой-либо активности.

Обозначим предельные внешние выгоды (MEB) и предельные внешние издержки (MEC).

Чтобы сократить перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами и уменьшить недопроизводство благ с положительными внешними эффектами, необходимо приблизить предельные частные издержки (выгоды) к предельным социальным издержкам (выгодам). Решение данной проблемы А. Пигу видел во введении корректирующих налогов и корректирующих субсидий.

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога T=MEC отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние (интернализируются).

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии S=MEB положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

В обоих случаях производитель экономических благ станет учитывать положительные или отрицательные внешние эффекты, и объем выпуска общественных благ приблизится к оптимальному.

Если индивидов по каким-то причинам невозможно или нецелесообразно заставить оплатить полученный положительный внешний эффект от потребления блага, то данное благо превращается в общественное. Чисто общественное благо — благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от факта оплаты ими данного потребления.

Чисто общественное благо обладает сразу двумя свойствами, которые лежат в основе невозможности или нецелесообразности принуждения к оплате: неизбирательностью в потреблении и неисключаемостью в потреблении. Неизбирательность означает, что потребление блага одним человеком не снижает (значимо) возможность потребления данного блага другими людьми. Примером может стать регулировщик ГИБДД, производящий безопасность движения. Сколько бы ни проезжало машин, они одинаково пользуются его услугой. Неисключаемость означает, что невозможно (невыгодно) не допустить людей к потреблению блага, если они отказались платить. Примером могут стать услуги милиции. Даже если человек уклоняется от выплаты налогов, он имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов. Примером чисто общественного блага может стать оборона, которая обладает сразу двумя свойствами.

Если потребители, получающие выгоду от потребления общественных благ, знают, что могут не платить за это благо (и соответственно не платят), возникает проблема безбилетника. В результате производство таких благ невыгодно для частных фирм, но необходимо для общества. Более того, эффективен свободный доступ к таким благам. Ведь увеличение потребления общественного блага не вызывает увеличения издержек, а общая полезность от потребления при этом увеличивается. Проблема безбилетника в большинстве случаев решается государством через финансирование производства или субсидирование потребления общественных благ за счет средств, поступивших от налогообложения.

Внешние воздействия могут приводить как к негативным, так и к позитивным последствиям. В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, а положительные — с выгодами для третьих лиц.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других. Отрицательные внешние эффекты приводят к тому, что у третьих лиц возникают некомпенсированные для них издержки (ущерб). Рынок не улавливает отрицательных внешних эффектов, в результате чего создается больше продукции, чем необходимо обществу. Например, сброс неочищенной воды в реку пропорционален объему производства. Выходит, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку предприятие не осуществляет очистку воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводит к тому, что объем выпускаемой продукции превышает оптимальный объем выпуска.

 

 

 

Итак, без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1при цене Р1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой кривая предложения, равная предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС= MSB. Но предельные общественные издержки равны сумме предельных частных и предельных внешних издержек. Поэтому, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q при возросшей цене Р2. В точке Е2предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC. В точке Е2последствия загрязнения окружающей среды полностью не устраняются, однако ущерб от загрязнения существенно сокращается. Площадь треугольника АЕ1Е2показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных общественных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров.

Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.

Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей. Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках. Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение. Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества.

 

На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.

Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е2. Таким образом,при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.

Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.

В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.

Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом,причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер.

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.

Проблема эффективности — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других — завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степе