Важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса.

Задача 3

Задача 2

Задача 1

Прибыль как экономическая категория

Итогом хозяйственной деятельности фирмы является доход.

Доход - это определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства товаров и услуг, за определенный период времени.

Динамика дохода - это величина, свидетельствующая о степени эффективности деятельности предприятия, общественного признания производимой продукции.

Различают общий, средний и предельный доход. Общий доход - есть общая сумма денежной выручки, полученная в результате реализации произведенной продукции.

Средний доход - это величина денежной выручки, приходящаяся на единицу реализуемой продукции.

Предельный доход - это приращение общего дохода, полученное в результате производства и реализации дополнительной единицы продукции.

От величины дохода в значительной степени зависит прибыль предприятия.

Прибыль - это превышение доходов, полученных от реализации товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.

Она выступает критерием в оценке предпринимательской активности и хозяйственной деятельности производственных факторов. Масса прибыли определяет конкурентоспособность предприятия на рынке, возможность увеличения или сокращения масштабов производства и оплаты труда работникам.

Теория прибыли получила отражение в учениях всех крупных экономистов со времени становления классической школы. Сами классики определяли прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. В экономической науке ХХ века выделяют несколько основных теорий прибыли. Теория производительного капитала, согласно которой прибыль есть результат функционирования капитала, как производственного фактора. Теория воздержания, здесь прибыль это вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств. Теория прибыли как трудового дохода от предпринимательской деятельности. В эффективно функционирующем предприятии прибыль выполняет две основные функции:

· распределительную - получение прибыли позволяет создавать на предприятии различные фонды денежных средств,

· стимулирующую - стремление получить максимально возможную прибыль заставляет снижать издержки производства, внедрять в производство достижения научно-технического прогресса.

 

Вычислить постоянные, переменные, средние, предельные издержки, общую выручку и прибыль, пользуясь данными таблицы.

Q TC P FC VC AFC AVC ATC MC R Пр.
- - - - - - -
-15
22,5 37,5 -5
23,3 33,3
7,5 22,5

 

Объем производства равен 1000 ед., цена товара – 80 ден. ед., средние переменные издержки при выпуске 1000 ед. равны 30 ден. ед. Постоянные издержки равны 5000 ден. ед. Чему равна общая прибыль?

Решение:

R=Q*P=1000*80=80000

TC=FC+VC=5000+30*1000=35000

Пр.=R – TC =80000-35000=45000

Ответ: общая прибыль равна 45000 ден. ед.

 

Используя данные таблицы, рассчитайте предельные издержки производства первой единицы продукции

Объем производства, ед.
Средние постоянные издержки, руб.
Средние переменные издержки, руб.

Решение:

ТC(0)=FC=60

TC(1)=FC+VC=160

MC=TC(1) – TC(0) = 100

 

3.5 Теория рыночного равновесия

 

1 Рыночный спрос

Намерение покупателей приобрести товар зависит от ряда факторов:

QD = f (P, Pa, Pb, … I, T, W),

где P – цены данного товара (англ. Price);

Pa, Pb – цены других товаров;

I – денежного дохода (Income);

T – вкусов и предпочтений (Taste)– потребностей истинных и мнимых;

W – накопленного имущества, богатства (Wealth).

Предположим, что все факторы, кроме цены товара – неизменны. Тогда каждому значению цены товара соответствует определенное значение величины спроса.

Спрос (D – англ. demand), или функция спроса QD= f (P) – это зависимость между ценой товара и количеством, которое покупатель может и хочет приобрести на рынке в течение определенного времени.

Согласно закону спроса (обратной зависимости между ценой и величиной спроса) потребители покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому связь между ценой и объемом спроса при прочих равных условиях отрицательная, а графически спрос выражается в виде нисходящей кривой.

Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса на данный товар осуществляется путем суммирования величин спроса, предъявляемых отдельными покупателями при равных возможных ценах.

Увеличение величины спроса может происходить:

- вследствие изменения цены товара;

- изменение самого спроса вследствие изменения его неценовых детерминант.

Увеличение спроса сдвигает кривую спроса на графике вправо, уменьшение спроса – влево.

Изменение потребностей, вкусов и предпочтений потребителей и покупателей (реклама, мода, изменение образа жизни и деятельности, появление продуктов-аналогов);

Число покупателей – рост числа покупателей увеличивает спрос, факторы роста – увеличение иммиграции, рождаемости;

Доход – его рост, как правило, приводит к увеличению спроса, но в целом его влияние на спрос на отдельные товары может быть различно: на хорошие (нормальные) товары спрос при росте дохода повышается, на худшие – сокращается, т.к. покупатели переключаются на потребление более качественных товаров-аналогов. Существуют также нейтральные товары, спрос на которые не подвержен влиянию изменения дохода. Уровень их потребления обычно задается физиологически (например, соль);

Цены на сопряженные товары (когда цены одних товаров влияют на спрос на другие товары). Сопряженные товары делятся на 2 вида: - взаимозаменяемые (масло и маргарин, автомобили разных марок). Рост цен на один из товаров вызывает повышение спроса на другой товар; - взаимодополняемые (бензин и моторное масло). Рост цен на один из них вызывает снижение спроса на другой (обратная зависимость).

Потребительские ожидания будущих периодов – цен и доходов (например, неурожай может побудить людей, предвидящих рост цен, закупать его впрок).

Исключения из закона спроса.

Эффект «цена – показатель качества». Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.

Эффект ожидаемой динамики цен. Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает ажиотажный спрос – спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значительного изменения цен или исчезновением товара из продажи (происходит за счет сокращения сбережений и ограничения покупок других товаров).

Эффект престижного спроса (эффект Веблена). Он связан с демонстративным, престижным потреблением. Приобретая редкий товар, как правило, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель подчеркивает свою исключительность. Он демонстрирует поведения сноба, сокращает спрос на блага, широко используемые другими людьми. Если демонстративный стиль потребления характеризует референтную группу (часть общества, которой стремиться подражать большое количество людей), в поведении значительного числа покупателей проявляется эффект присоединения к большинству.

Эффект Гиффена. Этот довольно редкий феномен, когда на подорожавший товар возрастает покупательский спрос, был впервые замечен в середине ХХ века в Ирландии: подорожавший картофель население стало покупать больше. Товар Гиффена – низкокачественный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой. Его относительное подорожание перекрывается сокращением покупательной способности потребителей вследствие роста его цены, заставляющее потребителей приобретать самые дешевые товары.

 

2 Основы теории предложения

Предложение (S – англ. supply), или функция предложения – это зависимость величины предложения от определяющих ее факторов.

К их числу относятся:

QS= f (P, Pa, Pb, …I,),

где P – цены данного товара;

Pa, Pb – цены на другие товары, включая цены на ресурсы;

I – доход покупателя.

Все эти факторы оказывают влияние на издержки производства единицы товара. Если все факторы, кроме цены, принимаются за постоянные величины, то QS= f (P).

Согласно закону предложения (прямой зависимости между ценой товара и величиной предложения), производители предлагают к продаже большее количество своего продукта при большей цене, чем при низкой. Поэтому при прочих равных условиях связь между ценой и объемом предложения прямая, а кривая предложения – восходящая.

Величина предложения и цена находятся в прямой зависимости.