Измерение и разновидности инфляции.
Сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции.
Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
В экономической науке различают следующие причины инфляции:
-Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.
- Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.
- Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.
- Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.
- Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.
Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:
1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом.
2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство.
3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке
4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства.
6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.
Типы инфляции:
-Инфляция спроса
-Инфляция предложения (издержек
-Сбалансированная инфляция
-Несбалансированная инфляция
-Прогнозируемая инфляция
-Непрогнозируемая инфляция
-Адаптированные ожидания потребителей
В зависимости от темпов роста различают:
- Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год
- Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %).
- Гиперинфляцию
Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Помимо индекса потребительских цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:
- Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI)
- Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI)
- Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее.
- Дефлятор ВВП (GDP Deflator)
- Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
- Индекс Пааше