Измерение и разновидности инфляции.

Сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции.

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

 

В экономической науке различают следующие причины инфляции:

-Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.

- Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а эмиссии необеспеченной валюты.

- Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

- Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы.

- Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.

 

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:

 

1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом.

 

2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство.

3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке

 

4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.

 

5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства.

6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги.

 

 

Типы инфляции:

 

-Инфляция спроса

-Инфляция предложения (издержек

-Сбалансированная инфляция

-Несбалансированная инфляция

-Прогнозируемая инфляция

-Непрогнозируемая инфляция

-Адаптированные ожидания потребителей

 

В зависимости от темпов роста различают:

- Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год

- Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %).

- Гиперинфляцию

 

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен (Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

Помимо индекса потребительских цен существуют другие методы, которые позволяют рассчитать инфляцию. Как правило, используются несколько основных методов:

- Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI)

- Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI)

- Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее.

- Дефлятор ВВП (GDP Deflator)

- Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

- Индекс Пааше