Государственные закупки и правительственные расходы. Мультипликатор государственных расходов.
Цели, содержание и инструменты фискальной политики.
Цели, содержание и инструменты монетарной политики.
Понятие и виды кредита. Ссудный процент и ставка процента.
Кредит – операция банка по предоставлению заемщику средств на условиях срочности, возвратности и платности.
Виды кредита:
1) Банковский – кредит, предоставляемый банками юридическим или физическим лицам, государству, иностранным лицам в виде денежной ссуды.
2) Коммерческий – кредит, предоставляемый одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
3) Потребительский – кредит, предоставляемый торговыми компаниями, банками и прочими финансовыми институтами для приобретения населением товаров с рассрочкой платежа.
4) Международный – отражает движение ссудного капитала в сфере международной экономики и валютно-финансовых отношений.
5) Государственный – следует рассматривать как:
- государственный кредит – кредитный институты государства кредитуют различные секторы экономики
- государственный долг – государство заимствует денежные средства у банков для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга.
Ссудный процент (процентный доход) – это денежное вознаграждение, которое получают кредиторы, предоставляя кредит. Ссудный процент является ценой кредита, или платой, которую заемщик денег должен кредитору за пользование кредитом.
Ставка процента (процентная ставка, уровень или норма процента) – это отношение процентного дохода к величине ссуды.
Монетарная политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики, направленной на сглаживание экономических колебаний.
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение:
1) стабильного экономического роста,
2) полной занятости ресурсов,
3) стабильности уровня цен,
4) равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.
Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:
1) контроль за предложением денег (денежной массы),
2) контроль за уровнем ставки процента,
3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:
-изменение нормы обязательных резервов
-изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
-операции на открытом рынке.
Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)
Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и слуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, до покупки сельхозпродукции, военной техники. В данном случае потребителем выступает само государство. Поэтому эти закупки осуществляются либо для собственного потребления, либо для регулирования спроса на рынках благ, услуг, факторов производства и т. д.
Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.
Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t'. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:
В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.