Виды и формы предпринимательства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Черновик учебного пособия

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Планирование потребности торгового предприятия в оборотных средствах(ОБС)

Одним из важнейших требований эффективного управления ОБС является экономическое обоснованное определение потребности в ОБС с учетом конкретных условий развития предприятия. В основе планирования потребностей в ОБС лежат нормируемые ОБС, т. е. определение рациональных норм и нормативов, запасов по каждому виду нормируемых ОБС.

Методика определения потребностей в ОБС:

1.Потребность в ОБС по товарам и сырью = однодневный товарооборот по с/с * норматив ТЗ в днях

2. Норма запасов по денежным средствам устнавливается в днях оборота и включает 2 составные части: а) норма запасов наличных денег в кассе в пределах установленных лимитов; б) норма запасов денежных средств в пути (в случаях когда выручка поступает в банк после окончания рабочего дня и зачисляется на счет предприятия на следующий день)

Норматив денежных средств = однодневный товарооборот в розничных ценах * норма запасов денежных средств в днях

3. Норматив по прочим ТМЦ устанавливается только в сумме, т. к. по прочим ТМЦ отсутствует прямая зависимость между РТО и объемами прочих нормируемых активов. Он включает: запасы инвентаря в эксплуатации, запасы инвентаря на сладах для обеспечения своевременного пополнения. Таким образом, норматив ОБС – планируемые затраты ТМЦ в денежном выражении и денежные средства необходимые торговому предприятию в планируемом периоде для нормальной хозяйственной деятельности.

Общая потребность в ОБС включает: потребность в ОБС для формирования ТЗ, потребность в нормируемых денежных средствах, потребность в ОБС для финансирования прочих ТМЦ. Для определения дополнительной потребности необходимо из общей потребности на конец периода исключить наличие собственных ОБС на начало квартала и кредиторскую задолженность по товарным операциям в размере 50%.

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2013 г


1. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ.. 3

1.1. Виды и формы предпринимательства. 3

1.2. Организационно-правовые формы предприятий в Российской Федерации. 5

1.3. Малый бизнес и особенности его функционирования в экономике страны.. 9

1.4. Типы деятельности на предприятиях. 11

1.5. Налоги в РФ.. 13

2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 18

2.1. Классификация производственных ресурсов. 18

2.2. Оценка затрат по основным средствам.. 18

2.3. Затраты на нематериальные активы.. 27

2.4. Затраты на оборотные средства. 30

2.5. Затраты на трудовые ресурсы.. 32

2.6. Себестоимость и прибыль. 35

2.7. Оценка затрат на создание программных средств. 41

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В НОВУЮ ТЕХНИКУ И ТЕХНОЛОГИИ, В РАЗРАБОТКУ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ, В НИОКР. 45

3.1. Виды оценок эффективности. 45

3.2. Статические показатели оценки эффективности. 46

3.3. Динамические показатели оценки эффективности СЗИ.. 48

4. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.. 52

4.1. Задачи принятия решений. 52

4.2. Экспертный метод принятия решений (МАИ) 55

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 63


1. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

Процесс общественного воспроизводства[1] включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.

Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Функция производства в данном виде предпринимательства является основной.

Выбор области деятельности производственного предпринимательства определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим предлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж.

Производственное предпринимательство обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия.

Разновидностями производственного предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.

Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т.е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный.

Перед осуществлением предпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над его закупочной ценой.

Коммерческое предпринимательство считается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.

Разновидностями коммерческого предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство и деятельность товарных бирж.

Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др.

Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных.

Разновидностями финансового предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и деятельность фондовых бирж.

Консультационное предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие формы предпринимательства: индивидуальные, коллективные, корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Индивидуальные формы предпринимательства занимают незначительное место в производственном секторе, имея скорее социальное значение, чем экономическое. Они представлены предприятиями без образования юридического лица. Капитал предпринимателя не выделяется из его личного имущества, на которое распространяется риск потерь. Такие предприятия, как правило, не используют прогрессивные технологии, а базируются на малопроизводительных средствах труда и ручном труде.

Коллективное предпринимательство получило особое развитие в XX в. и в настоящее время занимает доминирующее положение как в малом, так и в крупномасштабном бизнесе. Оно может существовать в следующих формах: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, ассоциации, союзы, кооперативы.

Корпоративное предпринимательство – это объединение предприятий без потери самостоятельности, для снижения издержек производства и получения прибыли. Основными формами корпоративного предпринимательства являются концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели и финансово-промышленные группы.