Товарные ресурсы и товарные фонды

Тема 4. Ресурсы товаров народного потребления (ТНП)

Мкость рынка.

Основные характеристики рынка товаров народного потребления:

1.ёмкость рынка

2.доля рынка

3.конъюнктура рынка

Ёмкость рынка –экономическая категория, которая определяется объёмом реализованных товаров в течение определённого периода времени в физических или стоимостных единицах измерения и в конечном счёте представляет собой объём возможного потребления товаров.

Составляющие емкости рынка:

1.объём покупок товаров населения (ПФ)

2.объём покупок по мелкому опту (МО)

3.инорайонный спрос (ИС)

ЕР=ПФ+МО+ИС

Факторы, оказывающие влияние на ёмкость рынка:

1.уровень развития производства, перспективы его развития

2.размер и динамика покупательских фондов – ПФ

3.уровень и состояние пенсионного обеспечения

4.налоговая политика в отнощении населения

5.уровень тарифов и динамика цен на жильё и коммунальные услуги

Доля рынка -определяет место торгового предприятия на рынке товаров и услуг и определяется:

Доля рынка = объём реализации продукции торгового предприятия • 100%

объём платёжеспособного спроса населения

Конъюнктура рынка -характеризует соотношение спроса, предложения и динамики цен в определённый период времени, т. е. конкретную экономическую ситуацию, сложившуюся на определённый момент времени, а также совокупность причин, обусловивших её состояние.

 

Формы, в которых выступает товарное предложение:

1.товарные запасы всех каналов обращения – товарная масса, которая может быть доставлена на рынок с учётом потенциальных возможностей производства и транспортных возможностей по доставке груза (товара).

2.товарные ресурсы –вся масса товаров, находящихся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования на определённый период времени. Это продукция промышленности, сельского хозяйства, которая поступает в торговлю для продажи населению, предприятиям, организациям, учреждениям для потребления и хозяйственных нужд, а также для создания резервных запасов.

Основной частью товарных ресурсов являются товарные фондыта часть товарных ресурсов, которая поступает в сферу личного и производственного потребления через торговлю.

Классификация товарных фондов:

1.по потребительскому признаку:

---продовольственные

---непродовольственные

2.по характеру использования:

---рыночные фондыта часть товарных фондов, которая реализуется населению через предприятия розничной и оптовой торговли.

---внерыночные фондыта часть товарных фондов, которые используются для промышленного потребления, для снабжения детских, лечебных учреждений и прочих специальных целей.

---фонды промышленной переработкита часть товарных фондов, которая направлена на промышленные предприятия для производствава новых товаров в кач-ве основного сырья.

3.по источникам образования:

---централизованные - формируются за счёт государственных ресурсов.

---децентрализованные - закупаемые самостоятельно из различных источников.

Источники образования товарных ресурсов:

1.промышленное производство

2.сельскохозяйственное производство

3.импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ.

В современных условиях, когда решающую роль в обеспечении товаров народного потребления играют товарные ресурсы, формируемые государством, основным источником формирования товарных ресурсов и товарных фондов является промышленное производство республики и с/х производство.

Определяющую роль в товарном обеспечении играют производственные предприятия потребительской кооперации, а также государсвенные закупки и импорт из стран СНГ.