Товарные ресурсы и товарные фонды
Тема 4. Ресурсы товаров народного потребления (ТНП)
Мкость рынка.
Основные характеристики рынка товаров народного потребления:
1.ёмкость рынка
2.доля рынка
3.конъюнктура рынка
Ёмкость рынка –экономическая категория, которая определяется объёмом реализованных товаров в течение определённого периода времени в физических или стоимостных единицах измерения и в конечном счёте представляет собой объём возможного потребления товаров.
Составляющие емкости рынка:
1.объём покупок товаров населения (ПФ)
2.объём покупок по мелкому опту (МО)
3.инорайонный спрос (ИС)
ЕР=ПФ+МО+ИС
Факторы, оказывающие влияние на ёмкость рынка:
1.уровень развития производства, перспективы его развития
2.размер и динамика покупательских фондов – ПФ
3.уровень и состояние пенсионного обеспечения
4.налоговая политика в отнощении населения
5.уровень тарифов и динамика цен на жильё и коммунальные услуги
Доля рынка -определяет место торгового предприятия на рынке товаров и услуг и определяется:
Доля рынка = объём реализации продукции торгового предприятия • 100%
объём платёжеспособного спроса населения
Конъюнктура рынка -характеризует соотношение спроса, предложения и динамики цен в определённый период времени, т. е. конкретную экономическую ситуацию, сложившуюся на определённый момент времени, а также совокупность причин, обусловивших её состояние.
Формы, в которых выступает товарное предложение:
1.товарные запасы всех каналов обращения – товарная масса, которая может быть доставлена на рынок с учётом потенциальных возможностей производства и транспортных возможностей по доставке груза (товара).
2.товарные ресурсы –вся масса товаров, находящихся в распоряжении государства и субъектов хозяйствования на определённый период времени. Это продукция промышленности, сельского хозяйства, которая поступает в торговлю для продажи населению, предприятиям, организациям, учреждениям для потребления и хозяйственных нужд, а также для создания резервных запасов.
Основной частью товарных ресурсов являются товарные фонды –та часть товарных ресурсов, которая поступает в сферу личного и производственного потребления через торговлю.
Классификация товарных фондов:
1.по потребительскому признаку:
---продовольственные
---непродовольственные
2.по характеру использования:
---рыночные фонды –та часть товарных фондов, которая реализуется населению через предприятия розничной и оптовой торговли.
---внерыночные фонды –та часть товарных фондов, которые используются для промышленного потребления, для снабжения детских, лечебных учреждений и прочих специальных целей.
---фонды промышленной переработки –та часть товарных фондов, которая направлена на промышленные предприятия для производствава новых товаров в кач-ве основного сырья.
3.по источникам образования:
---централизованные - формируются за счёт государственных ресурсов.
---децентрализованные - закупаемые самостоятельно из различных источников.
Источники образования товарных ресурсов:
1.промышленное производство
2.сельскохозяйственное производство
3.импорт из стран дальнего зарубежья и СНГ.
В современных условиях, когда решающую роль в обеспечении товаров народного потребления играют товарные ресурсы, формируемые государством, основным источником формирования товарных ресурсов и товарных фондов является промышленное производство республики и с/х производство.
Определяющую роль в товарном обеспечении играют производственные предприятия потребительской кооперации, а также государсвенные закупки и импорт из стран СНГ.