Спрос как экономическая категория.

Тема 3. Спрос на товары народного потребления.

Изучая проблему спроса, различают 3 понятия:1)потребности;2)спрос;3) потребление

Потребности –выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества.

Спроскак экономическая категория – это потребности, обеспеченные денежными средствами.

Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ.Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп.

Спрос –экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как:

1.Макроспросспрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения РБ, области или региона) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы.

2.Микроспросспрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков.

Классификация спроса:

1. По периодичности возникновения:

-повседневный;-периодический;-эпизодический;-импульсивный

2. По степени удовлетворения:

-действительный;-реализованный;-неудовлетворённый

3. По степени интенсивности:

-формирующийся;-угасающий;-интенсивный;-отрицательный;-стабилизированный

 

3.2. Основные факторы, определяющие объём и структуру спроса.

Факторы, влияющие на спрос:

1. экономического порядка: объём производства, экономическая ситуация в стране, инфляция, степень насыщенности рынка товарной массой, уровень денежных доходов населения, степень обеспеченности предметами длительного пользования.

2. социального порядка: социальная политика государства, уровень жизни населения, потребительские привычки и др.

3. демографические: численность и состав населения, численность и состав семей, соотношение между городским и сельским населением, миграция населения.

4. природно-климатические: продолжительность времён года, температура воздуха, географические условия.

5. национально-исторические: традиции, обычаи.

6. морально-психологические: мода, реклама.

Решающую роль на спрос оказывают розничные цены, деженые доходы населения, производство, численность и состав населения, т.к. от них зависит как общий объём спроса, так и его товарно-групповая структура.

Одним из важнейших факторов является цена товара или услуги.

Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, называется ценой спроса. Спросу присуща такая характеристика, как эластичность.

Эластичность –способность спроса или потребления изменяться под влиянием отдельных факторов. Способность спроса повышаться или понижаться под воздействием изменений, определённых его факторов, составляет суть эластичности спроса (определяется с помощью коэффициента эластичности).

Положительное значение коэффициента характеризует прямую связь между фактором и спросом. Отрицательное значение – обратную зависимость.